Откуда у посадского человека шпага и зачем ему одекуй — Блог Исторического музея

Откуда у посадского человека шпага и зачем ему одекуй

В зале № 17 экспозиции Исторического музея, посвящённом открытию Сибири, представлен шпажный клинок конца XVI – начала XVII вв. Его общая длина составляет 100,5 см. Одна из сторон украшена орнаментом в виде стебля с завитками, а вместо необходимых для шпаги гарды и эфеса в виде глубокой прорезной чашки клинок вставлен в прямую круглую рукоять кустарной работы, обтянутую чёрной кожей, с железными обоймицами на концах. Воевать такой шпагой, наносить ею колющие удары, крайне затруднительно и опасно, так как рука воина, незащищенная гардой, будет проскальзывать по рукояти на само лезвие. Почему к шпаге прикреплена подобная рукоять?

Полоса шпажного клинка с кустарной рукоятью, конец XVI – начало XVII вв.
Полоса шпажного клинка с кустарной рукоятью, конец XVI – начало XVII вв.

На клинке имеется владельческая надпись непонятного на первый взгляд содержания: «Кинжал Еренского городка посадского человека Ивана Тимофеева сына Оболтина писан в лето ЗРЧВ месяца майя в КД день». Поскольку в допетровские времена на Руси не использовали арабские цифры, то числовые обозначения передавали «буквенной цифирью», т. е. с помощью букв по особой системе соответствий. Так, на шпажном клинке обозначено, что надпись на нём сделана в 7192 году по старому летоисчислению от сотворения мира, или в 1684 году от рождества Христова, месяца мая в 24 день. На клинке также есть надпись латинскими буквами «ANNA 1601» и клеймо, являющееся контрольным знаком испанского города Толедо.

Фрагмент клинка
Фрагмент клинка

Откуда же у простого посадского человека XVII века в городке Яренске на Русском Севере испанская шпага, да ещё и с такой странной рукоятью? И почему хозяин клинка называет своё оружие кинжалом?

В 30-е гг. XX в. сотрудники Исторического музея всесторонне изучали этот клинок. И в 1941 г. сотрудница отдела оружия Денисова Мария Михайловна, впоследствии возглавлявшая этот отдел музея, написала статью, в которой рассказала о результатах исследования этого загадочного памятника.

Не только толедские клейма, но и типичная для Испании форма выдают испанское происхождение клинка. Но в латинскую надпись, видимо, вкралась ошибка: у оружейников было принято обозначать год создания как «ANNO», а не «ANNA», как в данном случае. Клинок довольно грубой работы, исследователи предполагают, что он был изготовлен не самым искусным мастером, к тому же не отличавшимся грамотностью и, следовательно, допустившим орфографическую ошибку. Но этот, не самый высококачественный клинок, сделанный в Испании в 1601 г., каким-то невероятным образом преодолел весь европейский континент и спустя десятилетия, в 1684 г., оказался в русском городе Яренске.

Город Яренск возник в конце XVI в. при впадении реки Яренги в Вычегду, по которой в ту пору шёл один из самых ранних путей в Сибирь. В это время, после похода в 1582 г. атамана Ермака в Сибирь, начинается активное продвижение русских за Урал. Служилые люди, купцы, промышленники по рекам прокладывают путь через Камень, и по главным точкам путей, особенно при слиянии рек, возникают один за другим укрепленные пункты — небольшие городки, такие как Яренск. Поначалу там обитает только 879 человек. Но постепенно город развивается, и вместо рва и частокола, ранее защищавших город, к 30-м гг. XVII в. вокруг поселения появляется настоящая крепость с башнями и проездными воротами. В Яренске уже были две церкви и несколько торговых лавок, воеводский двор и таможенная изба, необходимая для контроля и взимания пошлин с товаров, перемещавшихся по торговому пути в Сибирь. Жизнь в городке шла бойкая — русский торговый люд охотно искал новые выгодные связи с далёкими, суровыми, но богатыми зауральскими землями.

В городских документах той поры обнаружены сведения о жителях города, носивших фамилию Оболтин, один из которых и был владельцем испанской шпаги. В писцовой книге 1646 года значатся четыре брата Оболтина: Петрушка, Семён, Степан и Тимофей. У каждого, кроме Тимофея, числится в наличии дом либо торговая лавка. Тимофею тяжелее всех: Тимошка, сын Оболтин — бобыль, у него ни дома, ни лавки, живёт он на чужом дворе. У него двое сыновей: тринадцатилетний Иван и восьмилетний Фёдор. Чтобы прокормить себя и детей, бобыли, не имеющие ни пахотной земли, ни торговой лавки, могли заниматься различными ремёслами, производя самое необходимое для жителей городского посада (например, печь хлеб, изготавливать обувь, простую домашнюю утварь и т. д.). Но прокормить двоих детей Тимофею, видимо, было сложно. И в писцовой книге указано, что сын его «Ивашка сошел в Сибирь в 1640 году» [1, с. 142]. Это значит, что мальчику тогда было 7 лет. Вероятно, отец отдал старшего сына в услужение кому-то из проезжающих в Сибирь купцов или служилых людей, оставив с собой младшего двухлетнего Фёдора. Нам может показаться странным, что столь маленького по нашим меркам ребёнка отдали в работу. Но здесь стоит вспомнить поэму Некрасова «Крестьянские дети», написанную в XIX в., и знаменитый отрывок «Однажды, в студёную зимнюю пору…», где поэт описывает встречу на лесной дороге с «мужичком с ноготок», который отвечает на вопрос «А кой тебе годик?» фразой: «Шестой миновал». Поскольку у некрасовского героя в семье «два человека всего мужиков-то: отец мой да я», то и работать мальчику приходится с юных лет почти наравне со взрослыми. Так и в случае с семьёй Тимофея Оболтина: скудные условия жизни вынуждают его сына отправиться в неведомую, суровую, но сулящую неслыханные богатства Сибирь, вероятно, вместе с проезжающими в неё торговыми людьми.

И вот в переписной книге 1678 г., т. е. спустя 32 года, найдена запись об Иване Оболтине. Значит, мальчик, несмотря на юный возраст, выжил в Сибири и вернулся в родной город. Теперь Ивану Оболтину уже 45 лет, он посадский человек, у которого есть свой двор. Бездетен, с ним живёт его родной брат Фёдор. Как пишет исследовательница шпаги М. М. Денисова, «по сравнению с социальным положением отца, бездомного бобылька, положение его сына значительно улучшилось, он живет в своём собственном доме» [Там же. С. 142]. Вырваться из тисков нищеты ему, вероятнее всего, помогло его хождение в Сибирь. Он-то и есть тот самый «Иван Тимофеев сын Оболтин» — разбогатевший сын бездомного бобыля и владелец странной испанской шпаги, обозначивший на её клинке своё имя в 1684 г.

Как же богатели люди в Сибири? В 17-м зале экспозиции Исторического музея можно увидеть и скромные стеклянные бусы. Голубые бусины назывались «одекуй».

Бусы. Центральная Европа (?) Конец XVI–XVII в. Стекло.
Бусы. Центральная Европа (?) Конец XVI–XVII в. Стекло.

Стоили эти бусины для русских купцов совсем недорого. Но за десяток таких бусин в Сибири у местных племён можно было выменять целого соболя. Выгода подобной меновой торговли была баснословной. Соболя за Уралом было великое множество. Сложным было только добраться до Сибири, выжить в ней и вернуться домой. Ходили за Камень и артели промышленных людей, которые сами били соболя и за деньги сдавали государству. Но едва ли охотники взяли бы с собой маленького мальчика Ивашку Оболтина. Он стал бы для них обузой. Вероятнее представить, что он ушёл в Сибирь с купцами, которые не рисковали своей жизнью на охоте в таёжных лесах, а искали мирных контактов с местными жителями. Им мог понадобиться неприхотливый мальчик-слуга, привыкший к довольно суровым условиям жизни. Бойкий мальчик и сам мог вместе с купцами торговать красивыми бусинами-одекуем, выменивая их на драгоценные соболя. Когда Иван вернулся в Яренск, неизвестно. Но сибирские приключения, сколь бы они не длились, могли стать тем шансом, который, путём опасных странствий по неведомым землям, позволил обрести пусть и не грандиозное, но состояние, давшее возможность по возвращении в родной город построить свой дом и поселить у себя родного брата, вытащив и его из нищей жизни.

Откуда же у посадского человека Яренского городка испанская шпага? При исследовании М. М. Денисовой сложились разные версии, как иноземный клинок мог попасть на Русский Север.

Клинок мог попасть в Яренск в качестве контрабандного товара, изъятого на яренской таможне в пользу государства. Оружие считалось «заповедным» товаром, который запрещалось вывозить из Руси в Сибирь, а также им нельзя было торговать с сибирскими племенами. Но ведь кто-то мог попытаться провезти оружие вопреки царскому указу.

Шпага могла оказаться в Яренске и через частных лиц, разных служилых людей и от воевод. Некоторые из яренских воевод до службы в городе бывали за границей. В окрестностях Яренска были размещены также шведские военнопленные, попавшие в Россию в результате русско-шведских войн XVI–XVII вв. Через них мог попасть испанский клинок к самым рубежам Сибири.

Проникновение шпажного клинка в Яренск именно через частных лиц М. М. Денисовой кажется наиболее вероятным. Иван Оболтин мог получить клинок в качестве награды за доблесть, проявленную в Сибири или при защите собственного города. Посадские люди сами обороняли город в случае опасности. Гарнизон стрельцов в Яренске появляется только в конце XVII в. Или он мог купить этот заморский клинок у самого владельца или через вторые руки. Какой же вариант наиболее вероятен?

Представляется сомнительным, чтобы воевода, хорошо знакомый с военным делом и европейским вооружением, обладал шпагой с такой странной рукоятью. Опытные русские воины прекрасно знали, что такое шпага, как выглядит шпажная гарда, почему она необходима. Тем более сомнительно, чтобы оружие с такой неподобающей рукоятью, да ещё и довольно грубой работы, воевода мог дать кому-то в качестве награды.

Иван Оболтин мог купить этот клинок. Человек простого происхождения, как и большинство обычных русских людей той поры, он не знал, что такое шпага. В русском войске они почти не имели применения. Иван, очевидно, не был знаком с военным искусством Европы, где шпаги были повсеместны, поэтому он и называет свой клинок кинжалом. Сам ли Иван приделал к нему эту примитивную рукоять или купил клинок уже в готовом виде, неизвестно. Но в любом случае, тот, кто прикрепил такую рукоять к шпаге, не разбирался в военном деле. Скорее всего, этот клинок Иван приобрёл в качестве некоего элемента престижа и достатка. Для человека, не очень хорошо разбирающегося в качестве оружия и технике боя, этот клинок мог показаться необычным и интересным. Он был куплен человеком простым, но прошедшим опасности и испытания в достижении жизненного благополучия. И этот клинок, который разбогатевший Иван уже мог позволить себе купить, не имея к тому никакой практической нужды, стал символом его непростой жизни. Поэтому Иван любовно украшает клинок узором из стеблей с завитками. Исследователи, исходя из комплексного анализа узора, утверждают, что такой тип изображений имеет истоки в китайско-монгольских орнаментальных мотивах, а его техническое нанесение на поверхность клинка было произведено русским мастером, тем же, кто и подписал шпагу именем Ивана Оболтина. Неудивительно, что человек, бывавший в Сибири, знаком с далёкими восточными узорами. Неудивительно и то, что именно эти экзотические мотивы стали дороги сердцу посадского человека Яренского городка, обрётшего в Сибири не просто богатство, но возможность достойно жить.

Вот такая любопытная история испанского шпажного клинка стала известна благодаря исследованиям Исторического музея и работе М. М. Денисовой, выдающегося специалиста по истории оружия.

А сам необычный клинок стал отражением эпохи открытия Сибири, её постепенного освоения, и стал свидетелем движения русских людей в глубь её удивительных просторов, которые давали богатые возможности не только стране и государевой власти, но и отдельным смелым и отважным людям, не побоявшимся ни сибирских морозов, ни глухих таёжных лесов.

Литература:

Денисова М.М. Кинжал яренского городка посадского человека Ивана Тимофеева сына Оболтина // Труды Государственного Исторического музея. Выпуск XIII. Сборник статей по истории материальной культуры XVI–XVII вв. М., 1941. С. 137–146.