348 лет назад, 27 (17 по старому стилю) октября 1672 года состоялось первое театральное представление в России.
В 1926 году в Исторический музей через Государственный музейный фонд поступило собрание бывшего Английского клуба. В составе собрания оказался сундук, который, судя по роскошной росписи, принадлежал знатному и богатому человеку. На внутренней стороне крышки сундука изображены четыре сцены из библейской истории Эсфири – еврейской девушки, которая стала женой персидского царя Артаксеркса и спасла заступничеством перед мужем от истребления иудейский народ. Эта история легла в основу первой театральной постановки «Артаксерксово действо», сыгранной в России в 1672 году. Пьесу по указу царя Алексея Михайловича (1645–1676) написал немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори (1631–1675). Он же организовал домашний театр для детей, обучавшихся в школе при лютеранской кирхе в Немецкой слободе. Эти дети составили первую в России актерскую труппу. Также для театрального представления государь повелел устроить в своей летней резиденции в селе Преображенском «комедийную хоромину». Организация придворного театра была поручена близкому к царю боярину Артамону Сергеевичу Матвееву – воспитателю Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Представление дали 17 (27) октября 1672 года по случаю рождения царевича Петра Алексеевича (будущего царя Петра I Великого).
Пьеса «Артаксерсово действо», изначально написанная на немецком языке в стихах, была специально переведена сотрудниками Посольского приказа на русский язык (с сохранением стихотворной формы). По содержанию она ничем не отличалась от библейских драматических представлений, разыгрывавшихся в странах Западной Европы в XVI–XVII веках. В качестве актеров выступили дети служилых и торговых иноземцев (всего 64 человека). Представление, длившееся 10 часов беспрерывно, очень понравилось Алексею Михайловичу. Царь повелел наградить Иоганна Грегори 42 соболями общей стоимостью 108 рублей и удостоил режиссера и актёров личной аудиенции. Поднесенный государю экземпляр пьесы был переплетен в сафьян с золотом. Из царских палат этот библейский сюжет быстро перешёл в дворянский быт, где воплотился в роскошной росписи сундуков, сделанных на Русском Севере.
Литература:
Овчинникова Е.С. Сюжет книги Эсфири в произведении русской живописи XVII в. // Русское государство в XVII в. Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни: сб. статей. М.: Наука, 1961. С. 377–383.
Демин А.С. Русские пьесы 1670-х годов и придворная культура // Труды Отдела древнерусской литературы. 1972. T. XXVII .С. 273–283.