На памятной доске дарителей и меценатов Государственного исторического музея рядом с такими именами, как основатель музея Иван Егорович Забелин, нумизмат и библиофил Павел Васильевич Зубов, коллекционер оружия Александр Катуар де Бионкур стоит имя скромного подвижника из Минской губернии Ивана Хрисанфовича Колодеева (1859−1914).
Почти сто лет в фондах нашего музея хранится его уникальная коллекция изобразительных и вещественных памятников по истории Отечественной войны 1812 г., насчитывающая несколько произведений живописи, скульптуры, вещественных памятников и более трех тысяч произведений печатной и оригинальной графики.
Эта коллекция была передана в 1915 г. по завещанию в Музей 1812 года уже после смерти собирателя его вдовой, и сегодня она составляет сокровищницу фонда печатной графики отдела изобразительных материалов ГИМ. Без участия гравюр и литографий «колодеевской коллекции» не обходится ни одна выставка, посвященная эпохе Отечественной войны 1812 г., ни один каталог.
Иван Хрисанфович Колодеев родился 30 октября 1859 г. в военной семье. Отец будущего коллекционера, генерал-лейтенант Хрисанф Иванович Колодеев (1817−1876), был доблестным офицером Российской армии, кавалером многих российских орденов за участие в боевых действиях на Кавказе и в Крыму, обладателем двух бриллиантовых перстней с вензелем Александра II и золотой полусабли «За храбрость». Мать, Наталья Яковлевна, дочь штабс-капитана Якова Курносова, занималась воспитанием детей (кроме сына Ивана, в семье Колодеевых было четыре дочери).
Иван, получив «специально агрономическое» образование в прусском городе Проскау, возвращается в родные места. За короткий срок небольшой поселок Ново-Борисов Минской губернии превратился в крупный промышленный район Борисовского уезда, созданный, по словам К.А. Военского, «всецело трудами и энергией» землевладельца И.Х. Колодеева. На земле Колодеева, в имении Уперевичи (оно же Ново-Борисов), расположенном на правом берегу р. Березины, в 8 верстах от уездного города Борисова, были построены две каменные казармы для 162-го Ахалцыхского пехотного полка, первая в Борисове «каменная паровая» спичечная фабрика, скотобойня, шпалопропиточный и стекольный заводы. Благодаря инициативе И.Х. Колодеева в городе появился телефон.
Однако главным делом его жизни стало коллекционирование и изучение эпохи наполеоновских войн. Историческое место, связанное с драматическими событиями в истории Отечественной войны 1812 г. − переправой французской армии через р. Березину, определило интерес Ивана Хрисанфовича. Он стал собирать всё, что имело отношение к эпохе Отечественной войны 1812 г., − книги, документы, картины, гравюры, вещественные памятники. В начале XX в. его богатейшее собрание, «посвященное исключительно одной эпохе», по праву, было признано «первым собранием не только в России, но и в Европе». Современники отмечали, что в новоборисовском доме
«на каждом шагу по стенам были развешаны портреты Наполеона, русских генералов, картины и гравюры, изображающие сражения и эпизоды этой войны».
В связи с возросшим интересом общественности к эпохе 1812 г. накануне столетнего юбилея чрезвычайно активизировалась деятельность антикваров, библиофилов, художников, издателей. На коллекционеров обрушился вал художественной продукции: альбомы репродуцированных гравюр, почтовые открытки, календари, живописные копии современных художников с оригиналов XIX века и т.д.
Колодеев, не считая себя достаточно компетентным в выборе и оценке художественных произведений, приглашает к себе консультантом профессионального художника − Николая Васильевича Зарецкого для разбора, пополнения и описания его графического собрания.
Каталог художественной коллекции И.Х. Колодеева состоит из двух томов. Так, раздел «Русские портреты» включает 960 гравированных и литографированных портретов героев и участников войны 1812 г., государственных и общественных деятелей России, современников эпохи. Перед нами предстает целая плеяда генералов и главнокомандующих,
государственных и общественных деятелей (А.А. Аракчеева, А.Н. Попова, А.И. Чернышева, Ф.В. Ростопчина, А.А. Закревского и др.), художников (В.В. Верещагина, А.О. Орловского), священнослужителей (Платона, Августина), поэтов и писателей – И.А. Крылова, М.Н. Загоскина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.И. Одоевского.
Среди раритетов собрания И.Х. Колодеева можно назвать гравированные портреты русских генералов работы английского художника первой четверти XIX в. Дениса Дайтона, выполненные в технике офорта с ручной акварельной раскраской. Из двенадцати, известных нам, русских портретов, исполненных этим художником, в колодеевском собрании находилось пять. Это − портреты П.И. Багратиона, М.И. Платова, Ф.В. Ростопчина, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Винцингероде.
И.Х. Колодеев собирал и так называемые «апокрифические» портреты русских генералов, имевших на изображениях одинаковые черты лица, но разные подписи; в его собрании было несколько таких «курьезов»: М.И. Кутузов − Наполеон, П.Х. Витгенштейн − М.Б. Барклай де Толли, А.И. Чернышев − Вальмоден, П.В. Чичагов − И.Ф. Крузенштерн, Ф.В. Ростопчин − А.В. Суворов.
Такого рода «ошибки» издателей не сразу были замечены и тиражировались достаточно широко, приобретя со временем спекулятивный характер.
Лучшими листами в коллекции были представлены выдающиеся мастера русской гравюры и литографии первой половины XIX века: И. Ческий, А. Грачёв, И. Клаубер, А. Ухтомский, А. Флоров, Н. Уткин, А. Осипов, А. Орловский, Л. Серяков, Р. Волков, И. Иванов, И. Теребенев, С. Шифляр. Были в коллекции и малоизвестные портреты, выполненные по рисункам Л. Клюквина (И.Т. Сазонов, П.И. Мерлин, П.И. Балабин), Л. Белоусова (Л.В.Спафарьев), М. Вишневского и К. Афанасьева (С.С. Стрекалов), Л. Киля (Вел. кн. Константин Павлович), И. Лебедева (М.Н. Муравьев), Соколова (С.П. Шипов), литографированные в типографиях И. Беггрова, Ежова, К. Крайя, А. Руднева.
Второй том каталога художественного собрания И.Х. Колодеева «Иностранные портреты» включает около двух тысяч гравюр и литографий, выполненных большей частью в европейских мастерских по живописным оригиналам Франсуа Жерара, Эрнста Мейсонье, Луи Давида, Антуана Гро, Ле Комта, Бо, Франсуа Жоржена, Александра Зауервейда, Альбрехта и Виктора Адама, Фабер дю Фора, Шарля Мотта, Ноде, Карла и Ораса Верне и пр.
Помимо портретного ряда маршалов и генералов Великой армии, в коллекции Колодеева широко представлена иконография французского императора (около 300 сюжетов). Гравюры, отображающие важнейшие события в жизни Наполеона I (коронация, бракосочетание, рождение сына, поход в Россию, отступление, ссылка, смерть), исполненные в различной технике первой половины XIX века, являются ценнейшим иллюстративным материалом к биографии императора французов.
Безусловно, самый многочисленный раздел этой части коллекции Колодеева посвящен батальным сценам − от самых ранних сражений Наполеона до заграничных походов русской армии. Из 637 листов с изображением сражений на территории России большинство сюжетов связано с отступлением французской армии, из них 58 относится к событиям на Березине.
Исследователям униформологии русской и Великой армий эпохи наполеоновских войн будет интересно узнать о наличии в коллекции Колодеева 283 гравюр, из которых наиболее ярко и полно представлена форма полков Великой армии.
Передавая свое собрание по войне 1812 г. московскому музею, И.Х. Колодеев завещал сохранить для России в целостности всю коллекцию. К сожалению, нам не удалось исполнить заветы коллекционера. Из некогда богатейшей коллекции памятников по войне 1812 г., уникальной по своему содержанию, в полном виде до нас дошла только коллекция гравюр.