Хранитель «священной памяти двенадцатого года» Иван Хрисанфович Колодеев — Блог Исторического музея

Хранитель «священной памяти двенадцатого года» Иван Хрисанфович Колодеев

На памятной доске дарителей и меценатов Государственного исторического музея рядом с такими именами, как основатель музея Иван Егорович Забелин, нумизмат и библиофил Павел Васильевич Зубов, коллекционер оружия Александр Катуар де Бионкур стоит имя скромного подвижника из Минской губернии Ивана Хрисанфовича Колодеева (1859−1914).

Памятная доска дарителей и меценатов
Памятная доска дарителей и меценатов

Почти сто лет в фондах нашего музея хранится его уникальная коллекция изобразительных и вещественных памятников по истории Отечественной войны 1812 г., насчитывающая несколько произведений живописи, скульптуры, вещественных памятников и более трех тысяч произведений печатной и оригинальной графики.

Эта коллекция была передана в 1915 г. по завещанию в Музей 1812 года уже после смерти собирателя его вдовой, и сегодня она составляет сокровищницу фонда печатной графики отдела изобразительных материалов ГИМ. Без участия гравюр и литографий «колодеевской коллекции» не обходится ни одна выставка, посвященная эпохе Отечественной войны 1812 г., ни один каталог.

Иван Хрисанфович Колодеев родился 30 октября 1859 г. в военной семье. Отец будущего коллекционера, генерал-лейтенант Хрисанф Иванович Колодеев (1817−1876), был доблестным офицером Российской армии, кавалером многих российских орденов за участие в боевых действиях на Кавказе и в Крыму, обладателем двух бриллиантовых перстней с вензелем Александра II и золотой полусабли «За храбрость». Мать, Наталья Яковлевна, дочь штабс-капитана Якова Курносова, занималась воспитанием детей (кроме сына Ивана, в семье Колодеевых было четыре дочери).

Иван, получив «специально агрономическое» образование в прусском городе Проскау, возвращается в родные места. За короткий срок небольшой поселок Ново-Борисов Минской губернии превратился в крупный промышленный район Борисовского уезда, созданный, по словам К.А. Военского, «всецело трудами и энергией» землевладельца И.Х. Колодеева. На земле Колодеева, в имении Уперевичи (оно же Ново-Борисов), расположенном на правом берегу р. Березины, в 8 верстах от уездного города Борисова, были построены две каменные казармы для 162-го Ахалцыхского пехотного полка, первая в Борисове «каменная паровая» спичечная фабрика, скотобойня, шпалопропиточный  и стекольный заводы. Благодаря инициативе И.Х. Колодеева в городе появился телефон.

Однако главным делом его жизни стало коллекционирование и изучение эпохи наполеоновских войн. Историческое место, связанное с драматическими событиями в истории Отечественной войны 1812 г. − переправой французской армии через р. Березину, определило интерес Ивана Хрисанфовича. Он стал собирать всё, что имело отношение к эпохе Отечественной войны 1812 г., − книги, документы, картины, гравюры, вещественные памятники. В начале XX в. его богатейшее собрание, «посвященное исключительно одной эпохе», по праву, было признано «первым собранием не только в России, но и в Европе». Современники отмечали, что в новоборисовском доме

«на каждом шагу по стенам были развешаны портреты Наполеона, русских генералов, картины и гравюры, изображающие сражения и эпизоды этой войны».

Портрет Ивана Хрисанфовича Колодеева в интерьере усадебного дома в Новоборисове. 1912 (?) ГАРФ. Публикуется впервые
Портрет Ивана Хрисанфовича Колодеева в интерьере
усадебного дома в Новоборисове. 1912 (?)
ГАРФ. Публикуется впервые

В связи с возросшим интересом общественности к эпохе 1812 г. накануне столетнего юбилея чрезвычайно активизировалась деятельность антикваров, библиофилов, художников, издателей. На коллекционеров обрушился вал художественной продукции: альбомы репродуцированных гравюр, почтовые открытки, календари, живописные копии современных художников с оригиналов XIX века и т.д.

Колодеев, не считая себя достаточно компетентным в выборе и оценке художественных произведений, приглашает к себе консультантом профессионального художника − Николая Васильевича Зарецкого для разбора, пополнения и описания его графического собрания.

Каталог художественной коллекции И.Х. Колодеева состоит из двух томов. Так, раздел «Русские портреты» включает 960 гравированных и литографированных портретов героев и участников войны 1812 г., государственных и общественных деятелей России, современников эпохи. Перед нами предстает целая плеяда генералов и главнокомандующих,

Портрет П.И. Багратиона Гравюра Дж. Саундерса по оригиналу С. Тончи, 1805-1806
Портрет П.И. Багратиона
Гравюра Дж. Саундерса по оригиналу С. Тончи, 1805-1806

государственных и общественных деятелей (А.А. Аракчеева, А.Н. Попова, А.И. Чернышева, Ф.В. Ростопчина, А.А. Закревского и др.), художников (В.В. Верещагина, А.О. Орловского), священнослужителей (Платона, Августина), поэтов и писателей – И.А. Крылова, М.Н. Загоскина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.И. Одоевского.

Портрет А.И. Одоевского Акварельный рисунок неизвестного художника с оригинала М.И. Теребенева, конец XIX- начало XX в.
Портрет А.И. Одоевского
Акварельный рисунок неизвестного художника с оригинала
М.И. Теребенева, конец XIX- начало XX в.

Среди раритетов собрания И.Х. Колодеева можно назвать гравированные портреты русских генералов работы английского художника первой четверти XIX в. Дениса Дайтона, выполненные в технике офорта с ручной акварельной раскраской. Из двенадцати, известных нам, русских портретов, исполненных этим художником, в колодеевском собрании находилось пять. Это − портреты П.И. Багратиона, М.И. Платова, Ф.В. Ростопчина, М.И. Кутузова,  Ф.Ф. Винцингероде.

Портрет Ф.Ф. Винцингероде Гравюра Д. Дайтона, 1814
Портрет Ф.Ф. Винцингероде
Гравюра Д. Дайтона, 1814

И.Х. Колодеев собирал и так называемые «апокрифические» портреты русских генералов, имевших на изображениях одинаковые черты лица, но разные подписи; в его собрании было несколько таких «курьезов»: М.И. Кутузов − Наполеон, П.Х. Витгенштейн − М.Б. Барклай де Толли, А.И. Чернышев − Вальмоден, П.В. Чичагов − И.Ф. Крузенштерн, Ф.В. Ростопчин − А.В. Суворов.

Суворов (Растопчин) Гравюра неизвестного художника, 1810-е / Портрет Ф.В. Ростопчина Гравюра неизвестного художника, 1810-е
Суворов (Растопчин) Гравюра неизвестного художника, 1810-е /
Портрет Ф.В. Ростопчина Гравюра неизвестного художника, 1810-е

Такого рода «ошибки» издателей не сразу были замечены и тиражировались достаточно широко, приобретя со временем спекулятивный характер.

Лучшими листами в коллекции были представлены выдающиеся мастера русской гравюры и литографии первой половины XIX века: И. Ческий, А. Грачёв, И. Клаубер, А. Ухтомский, А. Флоров, Н. Уткин, А. Осипов, А. Орловский,  Л. Серяков, Р. Волков, И. Иванов, И. Теребенев, С. Шифляр. Были в коллекции и малоизвестные портреты, выполненные по рисункам Л. Клюквина (И.Т. Сазонов, П.И. Мерлин, П.И. Балабин), Л. Белоусова (Л.В.Спафарьев), М. Вишневского и К. Афанасьева (С.С. Стрекалов), Л. Киля (Вел. кн. Константин Павлович), И. Лебедева (М.Н. Муравьев), Соколова (С.П. Шипов), литографированные в типографиях И. Беггрова, Ежова, К. Крайя, А. Руднева.

Второй том каталога художественного собрания И.Х. Колодеева «Иностранные портреты» включает около двух тысяч гравюр и литографий, выполненных большей частью в европейских мастерских по живописным оригиналам Франсуа Жерара, Эрнста Мейсонье, Луи Давида, Антуана Гро, Ле Комта, Бо, Франсуа Жоржена, Александра Зауервейда, Альбрехта и Виктора Адама, Фабер дю Фора, Шарля Мотта, Ноде, Карла и Ораса Верне и пр.

Помимо портретного ряда маршалов и генералов Великой армии, в коллекции Колодеева широко представлена иконография французского императора (около 300 сюжетов). Гравюры, отображающие важнейшие события в жизни Наполеона I (коронация, бракосочетание, рождение сына, поход в Россию, отступление, ссылка, смерть), исполненные в различной технике первой половины XIX века, являются ценнейшим иллюстративным материалом к биографии императора французов.

Наполеон показывает гвардии портрет своего сына Гравюра Делиуса по оригиналу Хагнера, 1840-е
Наполеон показывает гвардии портрет своего сына
Гравюра Делиуса по оригиналу Хагнера, 1840-е

Безусловно, самый многочисленный раздел этой части коллекции Колодеева посвящен батальным сценам − от самых ранних сражений Наполеона до заграничных походов русской армии. Из 637 листов с изображением сражений на территории России большинство сюжетов связано с отступлением французской армии, из них 58 относится к событиям на Березине.

Переход через Березину 29 ноября 1812 года Автолитография В. Адама, первая половина XIX в.
Переход через Березину 29 ноября 1812 года
Автолитография В. Адама, первая половина XIX в.

Исследователям униформологии русской и Великой армий эпохи наполеоновских войн будет интересно узнать о наличии в коллекции Колодеева 283 гравюр, из которых наиболее ярко и полно представлена форма полков Великой армии.

Канонир Гравюра Мартине, 1810-е
Канонир
Гравюра Мартине, 1810-е

Передавая свое собрание по войне 1812 г. московскому музею, И.Х. Колодеев завещал сохранить для России в целостности всю коллекцию. К сожалению, нам не удалось исполнить заветы коллекционера. Из некогда богатейшей коллекции памятников по войне 1812 г., уникальной по своему содержанию, в полном виде до нас дошла только коллекция гравюр.