27 сентября – день памяти святого Савватия Соловецкого — Блог Исторического музея

27 сентября – день памяти святого Савватия Соловецкого

На рубеже XIV–XV веков в Кирилло-Белозерском монастыре, главной
обители Русского Севера, появился человек, который принял монашеский
постриг с именем Савватий. О его рождении и происхождении мы ничего не
знаем. Савватий преуспел в соблюдении монашеских обетов настолько, что
местная братия стала почитать его как «образец всех добродетелей».

Однако мирская слава тяготила инока, и он решил искать единения с Богом в безлюдных местах. Сначала Савватий ушёл на остров Валаам, где существовал монастырь, славившейся строгостью иноческой жизни. Валаамские подвижники приняли монаха, и он жил с ними до тех пор, пока не снискал славу «великого делателя заповедей» Божиих. Возненавидев похвалу человеческую, Савватий тайно покинул Валаам и отправился на берег Белого моря с целью поселиться на необитаемом острове Соловки. У устья реки Выг старец встретил другого монаха по имени Герман, который
уже бывал на Соловках и согласился сопроводить преподобного туда. На
карбасе (поморском парусно-гребном судне) угодники Божии переправились на Соловки и около Секирной горы воздвигли крест и построили кельи. Одни источники относят прибытие подвижников на остров к 1428/29 году, другие – 1420. Так или иначе, преподобный Савватий положил начало славной истории соловецкого монашества.

В суровых условиях старцы прожили на Соловках нескольких лет. Затем
Герман отправился на побережье, оставив Савватия на острове одного.
Наедине с Богом в трудах и молитве преподобный провел почти два года.
Почувствовав скорую кончину, он покинул Соловки и приплыл к устью реки
Выг, в селение Сороки (ныне город Беломорск в Карелии). Там подвижника
причастил некий игумен Нафанаил. 27 сентября 1435 (или 1434) года святой
Савватий отдал душу Богу. В 1436 году на Соловки вместе с преподобным
Германом прибыл новый монах Зосима (ум. 1478; день памяти – 17 апреля).
Он продолжил подвижническое дело святого Савватия и основал знаменитый Соловецкий Преображенский монастырь.

В 1547 году Московский собор установил общерусское почитание Зосимы и Савватия Соловецких. С этого времени начинает складываться определенный канон изображения подвижников. Парные иконы, на которых изображены оба святых, известны ещё с конца XV века. Однако только с начала XVII века в иконописи получает широкое распространение обра Зосимы и Савватия, подносящих «модель» Соловецкого монастыря в качестве дара Христу и/или Богоматери, изображенным над головами
святых. Истоки этого иконографического типа уходят корнями в византийское искусство и отсылают нас к ктиторскому (от греч. «ктитор» – основатель, даритель) портрету. На нём изображался заказчик с «моделью» храма (реже города), построенным по его заказу, который он подносил в дар
Спасителю или Богородице. Иконы соловецких святых писались в самом монастыре, где с начала XVII века была своя мастерская, а также в традиционных иконописных центрах Русского Севера (Новгороде, Вологде и
Каргополе).

Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с монастырем» Русский Север. Московская школа Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера Размер: 31×25 см; толщина доски: 2,5 см
Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с монастырем»
Русский Север. Московская школа
Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера
Размер: 31×25 см; толщина доски: 2,5 см

Данная икона написана на сосновом дереве с двумя шпонками. На ней
вы видите образ святых Зосимы (слева) и Савватия (справа) Соловецких. Вверху над ними в полусфере помещено изображение Богородицы
«Знамение» – особо чтимой новгородской святыни. Это объясняется тесными церковными и культурными связями Соловецкого монастыря с новгородской архиепископской кафедрой. В руках у Зосимы находится развернутый свиток с духовным завещанием монахам: «Не скорбите убо братие…». Подвижники держат в руках «модель» Преображенского монастыря в том виде, в котором он существовал в начале XVII века. Тогда обитель представляла собой пятиугольную крепость, слегка вытянутую с севера на юг. Благодаря мощным стенам и башням Соловецкий монастырь еще в конце XVI века вошел в число крупнейших и надежнейших крепостей страны. На иконе видны башни – Успенская и Прядильная (на переднем плане), Корожная и Никольская (слева на задней стене), Архангельская (справа), а также въездные ворота с Благовещенской церковью. Архитектурный ансамбль обители вписан в идеальную форму, отражающую образ идеального монашеского града, спасаемого Божией благодатью и непрестанными молитвами преподобных отцов-основателей.

Авторы — Людмила Петровна Тарасенко и Александр Чернов