«Бритва Наполеона» — Блог Исторического музея

«Бритва Наполеона»

На памятной доске дарителей и меценатов Государственного исторического музея выбито имя Ивана Хрисанфовича Колодеева, крупного собирателя памятников по эпохе Отечественной войны 1812 года в дореволюционной России. Все свое огромное собрание, включавшее библиотеку из 15 тыс. томов, коллекцию из более 3 тыс. изобразительных материалов и предметов декоративно-прикладного искусства, он завещал Музею 1812 года и при жизни успел передать только библиотеку. Остальная часть коллекции была передана в Музей 1812 года вдовой коллекционера, Ольгой Сергеевной Колодеевой, спустя два года, в 1915 г. 

После реорганизации Музея 1812 года это собрание И.Х. Колодеева оказалось в ГИМ. В завещании коллекционера, помимо прочих предметов, были указаны «Подлинные реликвии эпохи», составлявшие предметы оружия, быта и археологические памятники. Самым загадочным, на наш взгляд, памятником из этой части коллекции Колодеева является бритва французского императора Наполеона, упомянутая в ящике с разными предметами.

Бритвы опасные складные в футляре. Франция. Кон. XVIII-нач. XIX вв. Слоновая кость, серебро, дерево, кожа, шелк

Бритвы опасные складные в футляре. Франция. Кон. XVIII-нач. XIX вв. Слоновая кость, серебро, дерево, кожа, шелк
Бритвы опасные складные в футляре. Франция. Кон. XVIII-нач. XIX вв. Слоновая кость, серебро, дерево, кожа, шелк

В Государственном историческом музее, в витрине № 42 Музея Отечественной войны 1812 года, экспонируется один предмет с похожей легендой, повествующей о раннем происхождении бритвы из личного обихода французского императора.

На футляре внутри крышки надпись от руки чернилами гласит: «Сiи бритвы отбиты въ обозѣ, принадлежащiм императору Наполеону при березинѣ.  Императору Франции.1812 год, Подъ Березин[ой]». На дне снаружи надпись от руки чернилами: «Эти бритвы какъ святыня переданы мнѣ от дѣда (бывшаго ком. эск.8 гус. полка франц.) подлинность ихъ засвидетельствована дѣеду клятвенно».

Поскольку И.Х. Колодеев жил на берегу знаменитой реки Березины и собирал артефакты наполеоновской эпохи, единственным источником поступления этой бритвы в Исторический музей мог быть только его дар, не имевший, к сожалению, никаких личных знаков принадлежности, кроме упоминания в описи ящиков, переданных в Москву.

Одной из основных проблем научно-фондовой работы остается проблема атрибуции памятников, утративших «легенду» при поступлении на государственное хранение, что произошло с «бритвой Наполеона» из фондов отдела тканей и костюма.

Автор — Е.М. Букреева, старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов