«Мы… на другой день уехали по дороге на Москву на собственных лошадях, как называлось тогда «на долгих», то есть на бессменных лошадях, для отдыха которых останавливались то в городах, то на станциях или просто в деревнях» [3, с. 37].
Для детей такая поездка могла превратиться в весёлое приключение, а вот для взрослых это было делом, сопряжённым с многочисленными хлопотами. Во-первых, надо было подобрать экипаж не только для своей семьи, но и для прислуги, а также для перевозки объёмного багажа.
Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.
(Пушкин А. С. Евгений Онегин. Гл. VII, строфа XXXI)
Для длительных путешествий предназначались специальные тяжёлые кареты — дормезы, которые могли ставиться как на полозья, так и на колёса.
«Во второй половине февраля мы выехали из Москвы… в Варшаву в дормезе, приспособленной к дальнему путешествию, то есть с выдвижными передками, образующими постели для ночи, с сундуками, кабурами (т. е. мягкими багажными сумками — прим. автора) и разной посудой для остановки… Мы ехали в шубах и на полозьях, но в Малоярославце, где мы ночевали, полозья были заменены колёсами» [3, с. 53].
Во-вторых, надо было продумать места предполагаемых ночёвок, организацию питания и кормления лошадей. Поэтому старались взять с собой и постельные принадлежности, и посуду, и прочие нужные вещи. Список необходимого для каждой семьи мог быть разным, однако неизменно в нём присутствовал самовар.
«Ночёвки в поле никто не ожидал… Люди принялись разводить огонь. Стали накладывать дорожный самовар; на разостланном ковре и на подушках лежала мать и готовилась наливать чай… Мы напились чаю и поели супу из курицы, который сварил нам повар. Мать расположилась ночевать с детьми в карете, а отец — в кибитке» [1, с. 36–37].
Для нужд состоятельных путешественников изготавливались многочисленные несессеры, погребцы, дорожные шкатулки, в которые можно было уложить все необходимые в дороге мелочи.
Несмотря на сложность организации и длительность, поездки на «долгих» часто обходились значительно дешевле поездки «на почтовых», так как припасы и лошадей поставляли свои же крепостные крестьяне, а обслуживали в дороге свои же крепостные дворовые.
Но в путь отправлялись не только чиновники или дворянские семейства. По дорогам России активно передвигались и крестьяне.