Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы
ОпубликованоЭлина Ченчикова
Собираемся в дорогу. Путешествие второе
«Мы… на другой день уехали по дороге на Москву на собственных лошадях, как называлось тогда «на долгих», то есть на бессменных лошадях, для отдыха которых останавливались то в городах, то на станциях или просто в деревнях» [3, с. 37].
Для детей такая поездка могла превратиться в весёлое приключение, а вот для взрослых это было делом, сопряжённым с многочисленными хлопотами. Во-первых, надо было подобрать экипаж не только для своей семьи, но и для прислуги, а также для перевозки объёмного багажа.
Обоз обычный, три кибитки Везут домашние пожитки, Кастрюльки, стулья, сундуки, Варенье в банках, тюфяки, Перины, клетки с петухами, Горшки, тазы et cetera, Ну, много всякого добра.
(Пушкин А. С. Евгений Онегин. Гл. VII, строфа XXXI)
Для длительных путешествий предназначались специальные тяжёлые кареты — дормезы, которые могли ставиться как на полозья, так и на колёса.
«Во второй половине февраля мы выехали из Москвы… в Варшаву в дормезе, приспособленной к дальнему путешествию, то есть с выдвижными передками, образующими постели для ночи, с сундуками, кабурами (т. е. мягкими багажными сумками — прим. автора) и разной посудой для остановки… Мы ехали в шубах и на полозьях, но в Малоярославце, где мы ночевали, полозья были заменены колёсами» [3, с. 53].
Липс. Зимний возок Екатерины II. Конец XIX в.Иванов М. М. (1748–1823). Смерть светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического (1739–1791) в Бессарабских степях. 1791 г.
Во-вторых, надо было продумать места предполагаемых ночёвок, организацию питания и кормления лошадей. Поэтому старались взять с собой и постельные принадлежности, и посуду, и прочие нужные вещи. Список необходимого для каждой семьи мог быть разным, однако неизменно в нём присутствовал самовар.
«Ночёвки в поле никто не ожидал… Люди принялись разводить огонь. Стали накладывать дорожный самовар; на разостланном ковре и на подушках лежала мать и готовилась наливать чай… Мы напились чаю и поели супу из курицы, который сварил нам повар. Мать расположилась ночевать с детьми в карете, а отец — в кибитке» [1, с. 36–37].
Самовар дорожный.Тула. Первая половина XIX в.Самовар дорожный «бочонок», принадлежавший М. И. Кутузову.
Для нужд состоятельных путешественников изготавливались многочисленные несессеры, погребцы, дорожные шкатулки, в которые можно было уложить все необходимые в дороге мелочи.
Дорожный несессер (в комплекте: столовый прибор, подсвечники, стакан). XVIII в. Страсбург. Серебро, золочение.Большой дорожный несессер с посудой, чайным прибором, туалетными принадлежностями, с писчей бумагой и перьями, парой подсвечников и комплектом игры трик-трак. Франция, Париж, 1810-е гг.Шкатулка дорожная с 24-мя предметами (пинцет, крючок для застёгивания пуговиц, надфиль, щётки для обуви и одежды; предметы гигиены: расчёска, щётки для волос и зубов, копоушка, коробка для мыла, флаконы для духов; швейные принадлежности: иглы, нитки, пуговицы; канцелярские принадлежности: стальные перья для письма, чернильница, сургуч, набор марок, перочистка, карандаш, нож для разрезания бумаги; коробочка со спичечницей и свечой). Россия, третья четверть XIX в
Несмотря на сложность организации и длительность, поездки на «долгих» часто обходились значительно дешевле поездки «на почтовых», так как припасы и лошадей поставляли свои же крепостные крестьяне, а обслуживали в дороге свои же крепостные дворовые.
Но в путь отправлялись не только чиновники или дворянские семейства. По дорогам России активно передвигались и крестьяне.