В залах Исторического музея среди множества памятников эпохи древности представлены наконечники копий и стрел, изготовленные из кремня. На фотографии представлены наконечники стрел эпохи неолита («нового каменного века») — IV–III тыс. до н. э. Эти наконечники входят в состав Волосовского клада, который был обнаружен у деревни Волосово в Нижегородской области. Этот клад нашли в 1910 г. во время археологических раскопок, которые проводились в Нижегородской области Историческим музеем. Руководил раскопками Василий Алексеевич Городцов, выдающийся русский археолог. По музейной легенде, клад заметила в земле посетившая раскопки в Волосово графиня Прасковья Сергеевна Уварова, жена одного из основателей Исторического музея Алексея Сергеевича Уварова.
Впрочем, различные орудия каменного века, в том числе каменные наконечники стрел, находили издревле, ещё задолго до первых профессиональных археологических раскопок. Зачастую находки попадались крестьянам в земле во время полевых работ. Крестьяне, мало знавшие о каменном веке и о своих далёких предках, которые пользовались орудиями труда из камня, придавали найденным предметам мистическое значение.
Загадочные находки, обнаруженные в земле и справедливо казавшиеся крестьянам внешне похожими на наконечники стрел и копий, передавались деревенским знахарям и колдунам. Найденные предметы стали называть громовыми стрелами. Люди верили, что они обладали различными магическими свойствами, в том числе и целебными. Деревенские знахари лечили больное место на теле с помощью укола такой стрелы, а страдающим от серьёзных недугов предлагали выпить воды, которой прежде омыли стрелу. В родах деревенских знахарей и колдунов громовые стрелы передавались из поколения в поколение. Каменные наконечники могли использовать и в качестве амулетов, просверливая круглое отверстие в основании наконечника для подвешивания. В богатых домах громовые стрелы могли даже оправляться драгоценными металлами — серебром или золотом.
Упоминания о громовых стрелах встречаются в памятниках древнерусской письменности. В Кормчих книгах (сборники церковных законов, известных на Руси с XIII в.) громовые стрелы характеризуются как «нечестивая и богомерзкая вещь». Упоминаются громовые стрелы и в «Домострое», литературном памятнике XVI в., сборнике правил и советов по устроению семейной жизни и домашнего хозяйства, написанном под редакцией протопопа Сильвестра, одного из сподвижников царя Ивана IV Грозного. Автор «Домостроя» пишет, что те, кто верит в «стрелки громныя… и иныя всякия козни бесовския», «будут во аде, а зде прокляти».
Чем могло быть вызвано такое внимание средневековой литературы к загадочным громовым стрелам? Почему найденные в земле каменные стрелы называли громовыми и верили в их магические свойства?
Ответы на эти вопросы кроются в славянской мифологии. Всё дело в том, что ранее многие явления люди объясняли действиями богов. В некоторых мифах древних славян Перун, разгневавшись, ударяет друг о друга два громадных камня. В результате этих ударов появляются гром — раскатистый звук ударяющихся камней — и молнии — искры, высекающиеся камнями. По представлениям славян, при ударе Перуна от камней разлеталось множество мелких осколков, которые пролетали вместе с молнией и попадали глубоко в землю. Этим и объясняли загадочные находки в земле каменных наконечников стрел, поэтому и называли их громовыми, или перуновыми стрелами.
Веру в целебную силу громовых стрел, как видно из письменных источников, резко осуждала христианская церковь (верующие в них, сказано в 24-й главе Домостроя, даже «будут в аду, а на земле прокляты»). Это связано с языческим происхождением этого суеверия, прочно укрепившегося в сознании народа.
Постепенно с накоплением знаний о мире вера в мистические объяснения древних находок утрачивалась. В 1731 г. в первой русской газете «Санкт-Петербургские ведомости» была издана статья неизвестного автора «О перунах или громовых стрелах». Возможно, автором этой статьи был академик Иоганн Георг Гмелин, который как раз в 1731 г. обнаружил при строительстве Ладожского канала под Петербургом каменный наконечник стрелы, а позже впервые внёс его в каталог Кунсткамеры. Так или иначе, автор статьи противопоставляет народным мифам о небесном происхождении громовых стрел научное объяснение и утверждает, что каменные стрелы «у наших предков вместо военного оружия были».
После этой статьи в России громовые стрелы, то есть каменные наконечники стрел начали собирать в коллекции, описывать их и изучать. Однако несмотря на накопленные знания об орудиях труда каменного века, в деревнях вплоть до середины XX в. сохранялась вера в мистическую и целебную силу громовых стрел.
Во второй половине XIX столетия начала активно развиваться первобытная археология — проводились масштабные раскопки археологических памятников и исследования нового материала. Были получены обширные знания о жизни древних людей во времена каменного века. Археологи не обошли вниманием и каменные наконечники стрел. В результате археологических исследований было установлено, что человек начал широко использовать стрелы около 12 тыс. лет назад, с окончанием Ледникового периода, исчезновением обширных открытых пространств и крупных стадных животных. Лук и стрелы позволяли охотиться как на крупных, так и на мелких зверей и птиц, даже в условиях густых лесов. Наконечники стрел могли быть очень разнообразными по форме, делали их не только из камня (в основном кремня), но и из костей животных. Обширную коллекцию каменных и костяных наконечников стрел эпохи каменного века посетители Исторического музея могут увидеть в первых трёх залах экспозиции.
Источники и литература:
- https://nav.shm.ru/exhibits/2453/
- Домострой / Изд. подгот. В.В. Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л.А. Дмитриев. СПб., 1994.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
- Клейн Л.С. История российской археологии: учения, школы и личности. Т. 1. Общий обзор и дореволюционное время. СПб., 2014.
Юнева Дарья Сергеевна,
экскурсовод экскурсионно-методического отдела