Николай Мирликийский vs Николай Пинарский. Часть 2 — Блог Исторического музея

Николай Мирликийский vs Николай Пинарский. Часть 2

Иконография Николая Великорецкого имеет ряд особенностей: близкие размеры средника и клейм, количество которых равняется восьми. В среднике (центре иконы) находится изображение святителя Николая, а на полях в отдельных композициях (клеймах), помещены изображения сюжетов из его жития. Они разворачиваются во времени и пространстве, повествуют о событиях прошлого и прославляют святого. Выбор сюжетов в клеймах может варьироваться. Это связано с тем, что заказчик, а затем и иконописец, берет за основу различные редакции жития Николая Угодника.

Икона «Никола Великорецкий с клеймами жития». Вторая половина XVI в. Ризница Покровского собора.
Икона «Никола Великорецкий с клеймами жития». Вторая половина XVI в. Ризница Покровского собора.

До сих пор для ученых остаются не ясными некоторые вопросы, связанные с реконструкцией исторических обстоятельств жизни святого Николая. Так, в литературе Древней Руси имели хождение созданные в Византии основные варианты житий святого Николая: творение Симеона Метафраста (X век), повествующее о святом Николае – архиепископе Мир Ликийских и «Иное житие», излагающее события жития другого святого – Николая Пинарского. Он жил в VI веке, на два столетия позднее Николая Мирликийского и был продолжателем его пастырского служения в Ликии. Это родителей Николая Пинарского звали Епифаний и Нонна. Это он, едва родившись, сразу встал на ноги. Это он совершал паломничества в Святую Землю, и перед ним открылись двери храма Воскресения. И, наконец, именно у него был дядя епископ, которого тоже звали Николай. Эти же события включены в житие Николая Угодника. Путаница в жизнеописании произошла, видимо, потому, что оба святителя происходили из одной и той же области Малой Азии – Ликии, и у них были одинаковые имена.

Икона «Никола Великорецкий с клеймами жития». Вторая половина XVI в. Южное подцерковье Покровского собора.
Икона «Никола Великорецкий с клеймами жития». Вторая половина XVI в. Южное подцерковье Покровского собора.

Обратимся к житийным клеймам двух икон Николая Великорецкого из Покровского собора. Нижний регистр клейм на них одинаков: «Спасение трех мужей от казни», «Возвращение Агрикова сына Василия из плена сарацинского», «Положение во гроб». Прослеживается сходство еще четырех житийных сюжетов: «Приведение во учение», «Явление во сне царю Константину», «Спасение Дмитра со дна моря», «Спасение святым Николаем корабельников от потопа». Однако их расположение по отношению к среднику различное.

«Крещение Николая». Клеймо иконы из ризницы Покровского собора.
«Крещение Николая». Клеймо иконы из ризницы Покровского собора.

На иконе из ризницы повествование начинается с клейма «Крещение Николая». Сохранилось предание, что во время совершения таинства крещения младенец Николай простоял в купели на протяжении трех часов, чем по словам святого Димитрия Ростовского, предзнаменовал свою будущую веру в Святую Троицу.

«Служба святого Николая». Клеймо иконы из южного подцерковья Покровского собора.
«Служба святого Николая». Клеймо иконы из южного подцерковья Покровского собора.

О прямой связи житийного цикла иконы Николая Великорецкого с текстами «Иного жития» и образом Николая Пинарского свидетельствует композиция «Служба Николая». Ее можно увидеть слева от средника на иконе из южного подцерковья. В начале VI века архимандриту Ликии преподобному Савватию явился Ангел Господень и велел построить на горе близ селения Тралласе монастырь Святого Сиона. В день, когда был заложен монастырь, у благочестивых Епифания и Нонны родился сын, которого нарекли Николаем. Мальчик часто бывал в Тралассе и мог наблюдать за постройкой храма, так как приставленный к нему дядей пресвитер Конон по долгу службы заведовал строительными работами. Когда Николай вырос, он стал настоятелем монастыря Святого Сиона. В конце жизни святой Николай Сионский удостоился высокого церковного звания – архиепископ Мирский Филипп рукоположил его во епископы города Пинары. Свои дни Николай Пинарский окончил 10 декабря 564 года и был похоронен в Синайском монастыре.

«Приведение во учение». Клеймо иконы из южного подцерковья Покровского собора.
«Приведение во учение». Клеймо иконы из южного подцерковья Покровского собора.

Таким образом, как минимум три клейма из восьми повествуют об обстоятельствах жизни епископа города Пинары, а не Мир Ликийских: «Крещение святого Николая», «Приведение во учение» и «Служба святого Николая во Сионе». Это ничуть не умаляет значения Николая Мирликийского «тёплого заступника, усердного и скорого помощника». Дело в том, что образ святого в произведениях агиографического жанра (богословская дисциплина, изучающая жития святых) формируется по иным законам и в основе имеет совершенно иную мотивацию, чем персонажи историко-биографических исследований.