Художник-фронтовик Алексей Пауков. «Рисунки из старого планшета»
«В начале августа 1944 года меня, лейтенанта, топографа 51 -го стрелкового полка, вызвали к командиру 93-й Миргородской ордена Суворова и Красного Знамени стрелковой дивизии.
Генерал сидел за деревянным столом на левом крутом берегу Днестра., В руках у него был документ, в левом углу которого он написал:
«Зачислить лейтенанта Паукова Алексея Ивановича в комиссию по истории соединения в качестве художника».
Затем я получил предписание, где говорилось, что мне надлежит продвигаться по частям дивизии, делать рисунки боевых действий, портреты воинов.
Было дано обращение к командирам в полосе военных действий соединения: оказывать всяческое содействие в сборе материалов, а мне предоставлялось право проезда на всех видах транспорта части.
Так стал я перед боевым заданием, которое определило и мирную мою жизнь на несколько десятилетий.
Писатель из Свердловска объяснил мне, что надо делать: запоминать, внимательно смотреть, рисовать каждую мелочь, чтобы сохранить память о Победе.
Мой багаж — вещевой мешок, полевой планшет и папка с рисунками размером в пол-листа.
Случилось так, что я потерял ее по дороге на вокзал, где в Югославии эшелонировалась дивизия. Я был в отчаянии!
Ночь мы писали объявления о потерянной папке с рисунками. Утром в комендатуре поставили штампы с надписью «Смерть фашизму-свобода народу». Днем городское радио передавало текст нашего объявления. Три дня я ходил справляться о потерянной папке, а на четвертый день мне показали крестьянина, сидящего в коридоре и ожидающего меня.
В объявлении было указано «Нашедшему вернуть в ком.№ 12 за вознаграждение». Вознаграждением была изможденная лошаденка с каретой с фонарями (наш трофей). Крестьянин потребовал доверенность на это вознаграждение, заверенную всё той же печатью коменданта «Смерть фашизму-свобода народа!»
На том и разошлись — мужичонок с каретой и лошадью — а я с ценной папкой со своими фронтовыми рисунками.
Сейчас, спустя 37 лет после Победы, многое забыто… Кажется даже: со мной ли это все было? Но вдруг наплывает закрывающая с головой волна счастья, и прошедшее оживает. Моей памяти помогают рисунки:и те, что есть, и те, что когда-то были, но погибли на войне или пропали без вести.
Те, что сохранились, мне дороги, ими хочу поделиться.
В конце августа 1944 мы вошли в Румынию. Первый город был Меджидия. О, много я думал и вспоминал в этих местах с сильными следами турецкого владычества,сохранившегося с прошлого века. В балканских странах русских солдат в прямом смысле носили на руках — русских любили.
Наша дивизия после Ясско-Кишиневской операции прошла и Румынию, и Болгарию, Албанию, задержавшись в Сербии (тогда — Югославии), 20 октября был освобожден Белград .Я много, жадно рисовал в то время.
В австрийском городе Мариацелль дивизия праздновала Победу.»
Дополнения по тексту Лугачёвой Людмилы Феликсовны.
Пауков не упомянул Венгрию — слишком тяжелы были воспоминания о 100 днях боев в Венгрии. После теплого и радостного приема в балканских странах, здесь наши войска столкнулись с озверевшими от безысходности поражения фашистами. Они нападали исподтишка на беззащитные санитарные подразделения, издеваясь над ранеными, которые не могли дать им отпор, над женщинами-медиками… Печально известный Вереб вошел в историю войны такими зверствами — там были как раз бойцы 93 стрелковой дивизии — друзья — однополчане Алексея Ивановича и Фаины Ивановны (а она чудом успела выехать оттуда вместе с машиной раненых, которых она везла в полевой госпиталь)…
Далее…
Алексей Иванович упоминает об эшелоне для дивизии.
Этот эшелон был инициативой моей мамы (Л. Ф. Лугачёвой) — восстановить железную дорогу для доставки раненых в Белград по ней, а не горными тропами на автомашинах, которые срывались в обрывы вместе с людьми.
И еще…
На портрете Фаина Ивановна изображена с медалью на гимнастерке. Буквально через несколько дней они вместе с подругой-медсестрой Лизой Овчинниковой, вырываясь из внезапного фашистского окружения, выберутся оттуда только в синих санитарных халатах, оставив в окружении свои вещевые мешки с формой и наградами. Так, в синих санитарных халатах эти две девчушки, босиком, и прошли пол-Европы (Румынию, Болгарию, Албанию , Югославию) мстительный зам по тылу не давал замену утерянному армейскому имуществу.
О судьбе Фаины и реставрации портрета работы Паукова можно прочитать здесь