Многие посетители музея в Покровском соборе обращают внимание на не совсем обычные иконы. Иконы эти прикреплены на длинные древки с крестом на вершине и поэтому напоминают знамёна. Это и есть хоругви – символы победы христианской церкви над смертью и диаволом.
Такая форма хоругвей ведёт своё начало со времён Константина Великого (272–337 гг. н.э.). С его победой над Максенцием в сражении у Мульвийского моста (312 г. н.э.) связывают появление знаменитого Labarum – знамени с крестом. Евсевий Кесарийский в сочинении «Жизнь блаженного василевса Константина» передаёт, со слов самого императора, что накануне сражения Константин видел крест на небе с надписью: «Сим побеждай». То же явление повторилось императору во сне и рассеяло его сомнения. Он повелел украсить изображением креста своё царское знамя. Оно привело его к победе и обратило к новой вере. Впоследствии хоругви стали использовать в различных церковных ритуалах, прежде всего, в крестных ходах. В период между крестными ходами они хранятся внутри храма. Эти священные знамёна почитаемы так же, как и иконы.
Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко, и священных изображений Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых (например, в Покровском соборе – блаженных Василия и Иоанна) и сюжетов церковных праздников. Иконы для хоругвей могут быть написаны на дереве или металле, а также вышиты или написаны на полотне. Как правило, тканевые хоругви богато украшены бахромой и кистями. Часто полотнища делали из цветного металла, покрывали золотом и украшали фигурными накладками из эмали, иногда из золота.
В Покровском соборе можно познакомиться с разными видами хоругвей второй половины XIX – начала XX в. (всего их 10). На первом ярусе вас встретят удивительной красоты металлические и тканевые хоругви, на втором – деревянная (в церкви святого Александра Свирского) и металлические парные (в церкви святых Киприана и Иустины). В церкви блаженного Иоанна, пристроенной к собору в XVII в., тоже металлические парные.
Любопытной деталью тканевых хоругвей является то, что иконы написаны на бристольском картоне, получившем название по английскому г. Бристоль. Его делали из лучших сортов бумаги, склеивая четыре или более листов, и использовали для акварелей, открыток или фотографий.
Примечательно, что у некоторых хоругвей сохранились подлинные древки. Их интересно рассмотреть особо, ведь один из вопросов, который часто задают посетители музея: «Как их носили?» Итак, древки хоругвей обычно деревянные и высокие, иногда (при большом весе металлической хоругви) имеют приспособления для ношения втроём, а иногда даже вчетвером.
Перед началом крестных ходов по благословению священника хоругвеносцы (хоруговники), облачённые в стихари, извлекают хоругви и несут их впереди шествия. Очень ярко в книге воспоминаний описал свои детские впечатления об этом бывший звонарь Данилова монастыря в Москве Михаил Макаров:
«Бывало, забежишь вперёд посмотреть, как несут хоругви. Древко хоругви, довольно объёмистого диаметра, вставлялось в кожаный стакан с лямкой. Эту лямку надевал на себя коренастый детина, как говорят, «в плечах косая сажень», большей частью пожилого возраста – седой или с проседью, летописный красавец с волосами «на пробор», стриженными «под горшок», и с большой курчавой бородой, одетый в поддёвку или сюртук. Справа и слева ему помогали специальными откидными древками на кольцах, прикреплённых к основному древку, ещё два хоругвеносца – тоже коренастые, но послабее «коренника». Все они были без шапок. Когда я видел таких хоругвеносцев, перед моими глазами вставали «Три богатыря» В.М. Васнецова. Сходство было большое».
Точно такие же «откидные» древки хорошо видны на парных хоругвях в церкви святых Киприана и Иустины. Стоит отметить, что в Покровском соборе, как и во всех значимых храмах Москвы, до революции было своё общество хоругвеносцев. Судя по сохранившимся фотографиям, среди его членов действительно были статные мужчины, способные нести тяжёлые, иногда до 40-50 кг, церковные знамёна.
Все хоругви, которые сейчас можно увидеть в Покровском соборе, следовали с крестными ходами по территории Кремля и Красной площади и, конечно, видели и годины народных испытаний, и благодарственные торжества.