Этот рассказ посвящается совсем небольшим предметам, которые хранятся в музейном собрании и широко представлены в экспозиции. Предметам, которые найдутся у большинства женщин. Речь пойдёт о так называемых глазчатых бусинах, с характерным орнаментом в виде белых круглых пятен на синем фоне, очень напоминающих маленькие глаза.
Небольшие синие бусины с«глазками» знакомы, пожалуй, почти каждому. Многие носят подобные украшения, чтобы оградить себя от сглаза. Собрание Исторического музея насчитывает огромное количество подобных бусин, часть из них представлена в нескольких залах. Все изделия отличаются друг от друга размером и широко датируются исследователями. Схожие черты между бусинами прослеживаются в синем или голубом цвете стекла и белом круглом орнаменте.
В качестве примера вам представлены две бусины, их разделяют около 8 столетий и более 700 км. Неужели все подобные предметы принадлежали одному народу? Или разным, но ставшим заложниками одного орнамента на бусине? Если да, то чем примечателен такой орнамент? Сегодня мы попробуем ответить на вопросы и узнать, зачем синей бусине глазки, на кого и как давно она смотрит.
Возникновение глазчатого орнамента в виде пятна и окружности (окружностей) вокруг него на бусинах многие исследователи связывают и особым отношением людей прошлого к зрительным контактам. Согласно этим представлениям некоторые существа, в том числе люди, обладают проклятым, «дурным»глазом, который может навлечь различные бедствия: неудачи в делах, болезни и даже смерть. Вера в сверхъестественные способности взгляда присутствует практически во всех культурах. Самые ранние упоминания датируются примерно III тыс. до н.э. и относятся к жителям Древней Месопотамии (регион Ближнего Востока): шумерам, вавилонянам и ассирийцам.
У многих народов мира глаз стал символом магических способностей, силы, защиты и возможности божества или героя видеть недоступное глазу простого человека. На стенах древнеегипетских гробниц помещали отверстия для глаз, которые позволяли бы усопшему следить за покинутым им миром. Сильным защитным амулетом как при жизни, так и после смерти считался Уаджет или глаз бога Гора. В древнеиранском литературном памятнике «Авеста» фигурирует многоокий Митра, который неусыпно следит за «лжецами, нарушившими слово», в греческой мифологии упоминается многоглазый великан Аргус считавшийся всевидящим и т.д. Соответственно, изображения глаза или глаз разных форм, цветов и на различных памятниках искусства можно считать очень сильным защитным оберегом. Если этот амулет был направлен на защиту, то он отталкивал подобное себе. Так, «глазчатые бусы стали „глазами, которые могут видеть во всех направлениях“ и, таким образом, служили защитными амулетами против сглаза» [1, с. 23].
Возникает закономерный вопрос, почему именно глазчатые бусины получили повсеместное изображение, а не, допустим, подвески в форме глаза, которые так же известны в бронзовом и раннем железном веках.
Бусы появляются ещё в эпоху каменного века, когда люди только начали создавать украшения. Бусины нашивали на одежду, уделяя особое внимание линиям швов, шее и груди, т. е. наиболее уязвимым местам, близким к открытым участкам тела, которые считались «входами» в него. Соответственно любые бусы выполняли не только эстетическую роль, но и опять же магическую — защитную.
Бусины почти всегда присутствуют в захоронениях, это могут быть целые наборы бус, которые покрывали все тело погребенного, а иногда бусина может быть всего одна. Вера в загробный мир обязывала снарядить усопшего со всеми почестями и бусы, по-видимому, были необходимой составляющей погребального инвентаря.
Цветов и типов орнамента не перечесть, но именно глазчатый был наиболее популярным на территории поселений Северного Причерноморья в эпоху античности. Этот регион и был местом контактов западной и восточной культур. Можно предположить, что сочетание двух защитных символов (орнамента и типа украшения) делало амулеты ещё надёжнее. Возможно, именно по этой причине они защищали самую уязвимую для сглаза часть населения — молодых женщин и детей, поскольку по данным археологии и этнографии именно в детских и женских погребениях такие бусины встречаются в огромных количествах. В мужских погребениях археологи также находят амулеты, обычно крупных размеров, предположительно как подвески-амулеты к оружию.
Мы до сих пор носим подобные предметы, часто не догадываясь о происхождении и древности наших суеверий, ведь страх перед сглазом слишком древний, чтобы о нём забыть. Но и способов защиты много, а об одном из них мы сегодня узнали.
Литература:
- Мошеева О. Н. Глазчатые бусы.// РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2008, № 4, С. 23—33
- Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья. //САИ. Вып. Г1-12/1, М.: Наука, 1975. 94 с.