Как соль землю русскую прибавляла — Блог Исторического музея

Как соль землю русскую прибавляла

В экспозиции Исторического музея представлена соляная варница — производственный комплекс, с помощью которого в России в прошлом добывали соль.

Открытых залежей соли в центре Русской равнины нет. И с давних времён её выпаривали из солёной воды в особых избах-варницах на огромных сковородках-цренах, которые размещались над огнём.

Варница
Варница

Данная технология выварки соли сложна. Процесс очень трудоёмкий. Но самое главное, где же найти соляные источники? А ведь соль — это минерал жизненно необходимый для человека и как продукт питания, и как природный консервант, позволяющий надолго сохранить и мясо, и рыбу, и овощи. Соль нужна и при дублении кож, и изготовлении мехов. Поэтому поиск соляных источников — одна из важнейших задач наших предков. Выискивая эти источники, они открывали и заселяли новые земли, тем самым раздвигая границы русского государства. Так, история соляной варницы из Исторического музея — это ещё и история обретения территорий нашей страны. Как сложилась подобная технология производства соли? Где брали необходимую солёную воду? Прежде всего, поиски её побуждали наших предков продвигаться к морским берегам. Но балтийские воды малосолёны, выпаривать из них соль было слишком дорого и нецелесообразно. А из вод более солёного Белого моря предприимчивые новгородцы уже в XII в. варили превосходную соль — «морянку», что и стимулировало освоение этих северных территорий. Но солёную воду люди находили и под землёй. Это остатки древних первобытных морей, после отступления которых в почве образовались мощные горизонты концентрированных рассолов. Вот их и надо было добыть из-под земли. Изначально устраивали колодцы и рассол вычерпывался бадьями, которые поднимались «журавлем». Постепенно процесс добычи усложнялся, и простая техника рытья колодцев перешла в бурение глубоких скважин. [1, с. 172]. Уже в конце XVI в. появляется рукописная инструкция, как лучше бурить скважину, какой применять инструмент, как правильно вести технические записи о глубине, с которой добывается рассол, о пробах соли и т. д. А кто не ведёт записей, не следит нужным образом за состоянием скважины, тот «есть не мастер» [4, с. 177].

«Роспись, как зачат делать новая труба на новом месте»
«Роспись, как зачат делать новая труба на новом месте»

В этой рукописи обнаружено 128 специальных и технических выражений исключительно русского происхождения. Этот документ свидетельствует о самобытном развитии глубинного бурения на Руси [4, с. 177]. Появление специальной инструкции обусловлено и технической сложностью процесса бурения, потребовавшего создания особого руководства.

Над будущей скважиной размещалась вышка или рассолоподъёмная башня (до 18 м высотой) для укрепления в ней приспособлений для ударно-вращательного бурения. Сначала вскрывали верхние слои почвы и в яму вставляли широкую деревянную трубу-«матицу», которая защищала скважину от осыпания. Затем в трубу-«матицу» вставляли бурава, закреплённые наверху в башне, и с силой с большой высоты их опускали в землю, выбивая скважину. Бурава применяли разные, в зависимости от типа грунта.

Буры
Буры

По мере углубления диаметр буравов и скважины уменьшался, в неё вставляли деревянные трубы одна в другую, так же различного диаметра. Процесс бурения было настолько тяжёлым, что порой требовалось от 2 до 5 лет для создания одной скважины [3, с. 174]. От глубины залегания рассола зависела и глубина скважины, которая иногда доходила до 200 м. Для сравнения: здание гостиницы «Украина» — знаменитая сталинская высотка в Москве — достигает 206 м! Обустройство такой скважины было самой дорогостоящей частью организации солеваренного промысла. Когда скважина была готова, из-под земли с помощью насосов на конной тяге солёная вода поднималась по трубам наверх и по рассольным желобам уже протекала в саму варницу.

Труба-«матица» и рассольные желоба
Труба-«матица» и рассольные желоба

В центре варницы была вырыта яма, в которой раскладывали огонь. И над ним, с помощью цепей, на балках варницы подвешивали огромный плоский црен-сковороду, в который тонким слоем выливался рассол, а затем выпаривался на огне. Чтобы кристаллизующаяся соль не пригорала, подливали новые порции рассола, и солевар должен был большим железным греблом-лопатою размешивать соль в црене. Процесс выварки соли длился от 24 до 30 часов. Для организации такого сложного процесса требовалось использование труда множества людей. Рабочие более 30 различных специальностей были задействованы в производстве, а секреты профессии солевара передавались от поколения к поколению. Для начала такого масштабного производства необходимы длительная сложная подготовка и значительные расходы. Поэтому варницами владели общественные артели, крупные монастыри, богатые представители знати и купечества и сам государь. Трудность добычи соли обеспечивала её высокую цену и производство её приносило огромные прибыли. Очень быстро государство монополизировало соледобычу, отдавая на откуп само производство крупным промышленникам. Таким образом, соляной промысел способствовал процветанию не только производителей соли, но стал одной из основных экономических опор государства в XVII в.

Где же находят соляные источники? В центральной России их нет. Хотя русские государи искали их вокруг столицы, вкладывая в это огромные силы и средства. Но тщетно [4, с. 177–178]. А вот на Русском Севере и Северо-Востоке, в Приуралье, по берегам Северной Двины, Онеги, Мезени, Печоры, Вычегды, Волги и Камы пытливыми солеварами было найдено великое множество соляных источников. И разработка этих источников привлекала к себе множество людей, не побоявшихся ни суровой жизни в таёжных краях, ни тяжкой работы на варнице, ведь прибыли от соли были огромными. Когда в середине XVI в. Иван Грозный взял Казань, русским переселенцам открылись огромные просторы от Волги до Урала. И соледобытчики, обживаясь на новых землях, строили русские «соляные» города вокруг своих варниц. Появились Солигалич, Сольвычегодск, Солигорск, Соликамск, Усолье. Варниц в этих городах так много, что порой у иностранных путешественников, подъезжавших к ним, складывалось впечатление, будто множество кораблей стоят в порту, из-за черпаков, поднимавших рассолы и высившихся в небе как корабельные мачты. Благодаря речным транспортным путям, удобно связанным с центром России, северная и уральская соль насыщают русский рынок.

Так, в поисках драгоценной соли люди продвигались всё дальше на север и восток, всё ближе к древнему Уралу, который чуть позже станет промышленным сердцем России.

Представленный в Историческом музее комплекс соляной варницы сохранил до наших дней пример технологии производства соли, которая неизменной доходит до XIX в. и даёт представление о более ранних периодах истории соледобычи в России [3, с. 172], когда трудолюбивые солевары добывали не только соль, но и землю русскую прибавляли.

 

Литература:

  1. Данилова Г.А. Пинега: очерки природы, истории и культуры. Архангельск, 2009.
  2. Иевлев А.А. Древние горные производства европейского Северо-Востока России. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2013. № 3. С. 359–367.
  3. Кириллова Г.С. Оборудование соляных варниц XVIII–XIX вв. (По материалам Государственного Исторического музея) // Ежегодник Государственного Исторического музея. М., 1970.
  4. Фальковский Н.И. Москва в истории техники. М., 1997.