«Подарок невестке от свекрови»

Донце прялки<br /> Мастер Игнатий Андреевич Мазин (1875–1941)<br /> Надпись: № 4. И ПОДАРОК НЕВЕСКЕ ОТ СВЕКРОВИ; по центру: ВАСЯ: И: МУЛЬКА<br /> Россия, Нижегородская губ., Балахнинский уезд, Больше-Песошнинская вол., д. Курцево. 1920–1930-е гг.
Донце прялки
Мастер Игнатий Андреевич Мазин (1875–1941)
Надпись: № 4. И ПОДАРОК НЕВЕСКЕ ОТ СВЕКРОВИ; по центру: ВАСЯ: И: МУЛЬКА
Россия, Нижегородская губ., Балахнинский уезд, Больше-Песошнинская вол., д. Курцево. 1920–1930-е гг.
Фрагмент панно «Работа холста». 1930-е гг. И.А. Мазин.
Фрагмент панно «Работа холста». 1930-е гг. И.А. Мазин.

Донце – представляет собой доску, в которую вставлялся гребень с куделью, пряха садится на нее и прядет (процесс превращения волокна льна, конопли или шерсти в пряжу). В одной из народных песен поется:

«Возьму гребень, возьму донце, пойду сяду под оконце».

Донце вместе с гребнем  или точеным столбиком составляли приспособления для прядения (прялку), чесания льна или шитья (швейку). Прялка легко разбиралась, гребень убирался, а расписное или резное донце могли повесить на стену для украшения  дома.

В зависимости от региона производства каждое донце имело свою форму и декоративные особенности. Представленное нами, городецкое – в форме плывущей птицы:  доска с округлыми краями (плечиками) и фигурной головкой-«копылком». Украшалось резьбой, инкрустацией мореным дубом, резьбой с подкраской, росписью.

Эта индивидуальная форма, характерная для нижегородских донец, сложилась к XVIII в. и оставалась неизменной до 30-х годов ХХ в.. Благодаря их уникальной декорировке они были широко известны и популярны.  Часто эти нарядные донца заказывались местным мастерам в качестве подарка дочери, невесте, жене. Редко использовались по прямому назначению, они с любовью береглись и сохранялись их владелицами.

В 1927–1928 гг. известный мастер из д. Курцево Игнатий Андреевич Мазин по заказу Нижегородского музея выполнил серию донцев с изображением городецкого свадебного обряда1, сопроводив отдельные сцены пояснительными надписями. Позднее он не раз брал заказы на изготовление подобных предметов, часть из которых известна по публикациям музейных собраний, например, с изображением местных посиделок, сцен сватовства (сговора и смотрин), прощания с девичеством, свадебного выезда молодых.

В 1955 г. среди собрания художника-графика Б.В. Грозевского (1899-1955), преданного его дочерью в Исторический музей было и донце с надписью:

«Подарок невестке от свекрови».

Игнатий Мазин изобразил смотрины в доме невесты (важный этап знакомства и родственного сближения сторон) и пронумеровал этот сюжет свадебного обряда, присвоив ему № 4. Смотрины невесты часто были первым свиданием молодых в присутствии родных, и нередко – с подарками со стороны жениха. Во время сговора будущая свекровь передавала девице сверток с конфетами и орехами. На донце Игнатия Мазина мать парня держит в руках – узелок с подарком. В нижнем ярусе мастер изобразил жениха едущего в санях, запряженных удалым вороным конем к невесте.

Это яркое запоминающееся донце с уникальным сюжетом, выполненное известным мастером в традициях городецкой стилистики в сложный для промысла период, можно увидеть  в экспозиции музея.

Автор – Анастасия Улитова, научный сотрудник отдела Дерева и мебели

1 В.С. Воронов. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972. С.284.