В 1703 г. в Москве вышел в свет учебник «Арифметика, сиречь наука числителная…», подготовленный педагогом и математиком Леонтием Филипповичем Магницким (1669–1739).
Сегодня это издание библиографы причисляют к большим редкостям, им гордятся крупнейшие книгохранилища страны. Содержание книги намного шире ее заглавия. В ней объединились современные знания в области арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии и навигации. К сожалению, об авторе этого выдающегося труда известно немного. Историки по крупицам собирают немногочисленные факты его биографии. Известно, что Л.Ф. Магницкий родился в Осташковской монастырской слободе Тверской губернии в семье патриаршего крестьянина по прозвищу Теляшин (Телятин). Существует мнение, что он был внучатым племянником устроителя Ниловой пустыни святителя Нектария, в юности жил в Иосифо-Волоколамском монастыре, в Симоновом монастыре в Москве, учился в московской Славяно-греко-латинской академии. Немногие достоверные сведения о Л.Ф. Магницком содержатся в эпитафии, помещенной на надгробной плите отца его сыном Иваном. Леонтий Филиппович был похоронен в Москве в церкви Гребневской иконы Божьей матери на Лубянке. Церковь была усыпальницей представителей таких знаменитых фамилий, как Щербатовы, Толстые, Урусовы, Волынские, в ней были захоронены наставник царя Петра I Н.М. Зотов, поэт В.К. Тредиаковский. Гробницы Леонтия Филипповича и его супруги Марии Гавриловны были открыты во время прокладки метро в начале 1930-х гг. на месте разрушенной трапезной храма, а надгробные плиты переданы в Исторический музей. Из текста на плите мы знаем даты рождения и смерти Магницкого, что по распоряжению Петра I он был «пожалован именован прозванием Магницкий и учинен (рос)сийскому Бл(а)городному юношеству учителем математики». По легенде, во время встречи в 1700 г. Петр I сравнил Леонтия Филипповича с магнитом, который притягивает к себе своей ученостью. «Прозвание» закрепилось и превратилось в фамилию.
В 1701 г. Магницкий был назначен на должность учителя Школы математических и навигацких наук. Леонтий Филиппович «непрестанно при той школе бывает и всегда имеет тщание не только к единому ученикам в науке радению, но и к иным к добру поведениям…», – писал видный деятель петровского времени дьяк А.А. Курбатов. Во время Северной войны Магницкий привлекался к сооружению земляных укреплений: разработал проект крепости в Великих Луках, руководил работами по укреплению вала и сооружению бастионов Тверского кремля. После выхода в 1714 г. указа Петра I об организации цифирных школ ему поручили подбор учителей. В 1732 г. Магницкий стал директором Навигацкой школы и преподавал в ней до самой смерти. «Арифметика, сиречь наука числителная…» составлена прежде всего для ее учеников – «ради обучения мудролюбивых российских отроков». В ноябре 1701 г. рукопись книги была направлена в типографию. А через два года «Арифметика» издана на Печатном дворе огромным для того времени тиражом 2400 экземпляров.
При написании учебника автор использовал «разноязыкие» книги, т.е. западноевропейские научные труды. Об этом Магницкий сам упоминает в предисловии. Освоению современных достижений математики способствовало знание им немецкого, голландского, итальянского, латинского и греческого языков. К сожалению, точно определить иностранные источники «Арифметики» вряд ли возможно. При этом «Арифметика» – не просто перевод иностранных учебников, по структуре и содержанию это полностью самостоятельный труд. В книге также использована терминология древнерусских математических рукописей, сохранившихся в списках преимущественно XVII в.
Учебник разделен на две книги: «Арифметика политика…» и «Арифметика логистика…».
Первая книга посвящена нумерации, четырем арифметическим действиям с целыми числами и дробями, денежному счету, мерам веса и пр. Содержание второй книги – квадратные уравнения, геометрия, тригонометрия и математические основы навигации. Морскому делу автор уделил особое внимание. В учебнике можно найти ответы на вопросы о положении меридиана, широте места, точке восхода и захода солнца, вычислении наибольшей высоты прилива и т.д. Л. Ф. Магницкий включил в книгу много практических задач: о поставке кирпича, продаже и покупке жита, сукна и других товаров, выдаче денег и пр. Например, «некий купец, купил колокол, весом 2546 пудов. А за всякий пуд дати, по 550 копеек, и восхотел ведати, колика цена за весь колокол будет».
В полиграфическом оформлении «Арифметики» переплелись черты старопечатных книг и изданий гражданской печати петровского времени. Книга большого формата, текст напечатан на плотной бумаге славянскими литерами – кириллицей. Шрифт полууставной. По периметру страниц текст обрамляют наборные орнаментальные рамки. Исследователи до сих пор спорят, набиралась ли книга подвижными литерами (т. е. вручную из отдельных букв и пробельного материала) или с деревянных досок. Большинство считает, что книга набрана подвижными литерами. В «Арифметике» Магницкого еще нет вопросительных знаков, а вместо них стоят точки с запятыми. Для обозначения чисел в тексте используются славянские буквы, но в задачах и примерах – уже арабские цифры. Это облегчало арифметические действия. Употребление арабских цифр было безусловным новшеством, т.к. впервые их применили незадолго до выхода «Арифметики» – в декабре 1702 г. в Журнале об осаде Нотебурга. Для выделения и декорирования текста использована двухцветная печать, черная и красная. Например, в таблице умножения красиво сочетаются красные скобки и черные цифры. В тексте – гравюры на дереве и меди, заставки и концовки. Так, на обороте титульного листа помещена заставка с изображением двух юношей, букета полевых цветов и надписью: «Человек яко цвет селныи, тако цветет», которая отсылает читателя к одному из Псалмов Давида. Ниже – акростих–посвящение «Арифметики» юным читателям. («Прииме юне премудрости цветы…»). Любопытно, что в этом стихотворении зашифровано имя Федора Поликарпова, который осуществлял надзор за печатью пособия.
Книгу открывает фронтиспис – гравюра на меди, раскрывающая важность математики для науки, торговли, мореплавания.
Гравюра как бы состоит из двух частей. Сверху – двуглавый орел с коронами, на груди которого щиток с изображением Георгия Победоносца. Орел держит скипетр, меч и державу. К изображению герба относится акростих Магницкого – силлабические «Стихи на предлежащий герб» (силлабическими называют стихотворения, составленные из строк с одинаковым количеством слогов). Стихи разделены на двустишия, начало каждого двустишия выделено красной буквой. Красные буквы складываются во фразу, восхваляющую Петра I.
Ниже герба в картуше надпись: «Арифметика политика, сих и другая логистика, И многих иных издателей в разна времена списателей». Внизу гравюры изображены античные ученые с символическими атрибутами: Пифагор (в европейском костюме) и Архимед (в чалме). Пифагор держит книгу, весы и доску с цифрами. Архимед – модель армиллярной сферы и доску с арифметическими вычислениями. Здесь же земной шар с кораблем, тюки товаров, сундук, деньги. Гравюра резцом выполнена русским мастером Михаилом Дмитриевичем Карновским (ум. 1709).
Две другие гравюры меньшего формата, на которых изображены «сферы мира» и роза ветров, также выполнены в технике гравюры на меди. Задачи сопровождают небольшие чертежи, гравированные на дереве.
На первом нумерованном листе основного текста помещена аллегорическая гравюра на дереве, на которой изображен портик храма; на каждой из его восьми колонн имеется надпись: «геометрия», «стереометрия», «астрономия», «оптика», «меркатория» (навигация), «география», «фортификация», «архитектура». Фигура женщины в короне и с ключом от храма знания в руке символизирует арифметику.
К ее трону ведут ступени с надписями: «счисление», «умножение», «деление». На стереобате колонн надпись: «арифметика что деет: на столпах то все имеет». Гравюра раскрывала содержание учебника, который включал не только арифметику в современном ее понимании, но и другие разделы математики. Ее выполнил Матвей Павлович Пневский (ум. 1718), работавший на Московском Печатном дворе с конца XVII в. Исследователи установили, что это изображение заимствовано из книги по военной арифметике немецкого автора Беклера (Bockler G.A. Arithmetica nova militaris. Nurnberg, 1661).
Учебник Л.Ф. Магницкого сыграл важную роль в развитии математических знаний в России и более полувека оставался незаменимым пособием при обучении не только арифметики, но и научных дисциплин, связанных с морским делом, астрономией, геодезией, географией.
Книга была приобретена Историческим музеем в 1940 г., а происходит она из усадьбы Александра Яковлевича Епанчина (1734–1817), находившейся в с. Тихотицы Боровичского уезда Новгородской губернии. Об этом свидетельствует запись 1910 г. одного из потомков Епанчина на обороте свободного форзацного листа книги.