В одном из залов Исторического музея представлена любопытная деревянная доска с росписью. Её в середине XIX в. выполнил крестьянский мастер Яков Ярыгин из Пермогорской волости Вологодской губернии. Будучи земледельцем, Ярыгин в совершенстве освоил характерную для родных мест манеру росписи по дереву. Его работы отличала чёткость рисунка, яркость красок, общая нарядность и праздничность. Он брался расписывать самые разные полезные в крестьянском хозяйстве вещи: посуду, шкатулки, сундуки, прялки, колыбели. Не отказался даже от росписи телеги. Представленная филёнка как раз являлась задней стенкой её кузова – такие доски назывались «задками».
Для чего была украшена повозка и для кого старался мастер?
На эти вопросы помогает ответить роспись.
Среди цветов и трав, характерных для пермогорских изделий, выделяются фигуры бравых всадников, а в центре композиции можно увидеть геральдический сюжет: борьбу льва и единорога. Здесь единорог (в русской традиции его часто именовали «индриком») словно стремится пронзить грудь противника.
На Руси геральдические образы льва и единорога знали и использовали ещё в Средневековье. Эмблематическую пару можно встретить, например, в декоре Спасской башни Московского Кремля, Московского печатного двора царского дворца в Коломенском. Позже, в конце XIX в., парный образ использовался в украшении Исторического музея. Проник образ и в крестьянское искусство. До сих пор не до конца ясно, как его трактовали крестьянские мастера. Господствует версия о том, что в паре льва и единорога лев воспринимался как знак солнца, единорог – луны. В целом образ борьбы двух зверей считался символом смены дня и ночи, а значит, течения времени. Также можно предположить соотнесение льва с мужским началом, единорога – с женским. В любом случае, использование этой эмблемы в росписи телеги словно бы превращало простую крестьянскую повозку в некий аналог гербовых карет – экипажей дворянства.
Когда крестьянин мог почувствовать себя равным дворянину, достойным герба пусть даже и на простой телеге? На собственной свадьбе! Жениха на свадьбе называли «князем», невесту – «княгиней». Так подчёркивалось их особое положение во время свадебного обряда. «Князь» и «княгиня», отправляясь из дома невесты в церковь на венчание и возвращаясь из церкви в дом жениха, не могли идти пешком – они обязаны были восседать в «экипаже» (в телеге или в санях). «Экипаж» сопровождали родственники и почётные гости в повозках и верхом на лошадях. Такая процессия называлась «свадебным поездом». Повозка новобрачных могла по традиции украшаться неким подобием княжеских гербов. Возможно, в данном случае лев воспринимался как эмблема жениха, единорог – невесты. А выписанные на телеге всадники предстают эскортом свадебного поезда.
Телега мастера Ярыгина могла не единожды исполнять свою роль свадебного «экипажа». Праздничные повозки использовались внутри одной большой семьи, одалживались односельчанам, передавались из поколения в поколение.
Использованная литература:
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984.
- Пчёлов Е.В. Эмблематическая пара «лев и единорог» в русской культуре и солярно-лунарная символика // Календарно-хронологическая культура и проблемы её изучения. К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: материалы научной конференции РГГУ, 11–12 декабря 2006. М., 2006. С. 138–141.
- Русская свадьба. Издание к выставке «Русская свадьба. Традиция и обряды». М., 2019.
Автор — Татьяна Викторовна Петрова, методист 1-й категории экскурсионно-методического отдела