Сокровищницу фонда графики отдела изобразительных материалов ГИМ составляют рисунки участников и современников эпохи Отечественной войны 1812 года. В основном, это любительские зарисовки или копии с известных оригиналов, выполненные карандашом и акварелью. Среди авторов рисунков встречаются как признанные мастера портретного и батального жанра, так и художники-любители. Произведения оригинальной графики в силу специфических условий экспонирования и хранения выставлялись крайне редко, а некоторые из них и по сей день остаются неизвестными широкой публике, чего нельзя сказать о серии акварельных рисунков генерала Краузе из коллекции бывшего Музея 1812 года. Они в силу своей самобытности и хорошей сохранности всегда были востребованы, являются своего рода лидером по количеству экспонирования на выставках и воспроизведения в книгах и выставочных каталогах. Несмотря на свою популярность, эти рисунки и по сей день остаются самой загадочной частью художественной коллекции Музея 1812 года. Кто такой генерал Краузе? Мундиры каких конкретно полков российской армии 1812 г. он изобразил? К какому периоду Отечественной войны 1812 года можно отнести его сцены из походной жизни?
Не выяснена до конца и датировка рисунков.
Коллекция из 11 акварельных рисунков генерала Краузе с изображениями обмундирования русской армии и сцен из походной жизни поступила в дар Музею 1812 года в 1908 г. от графа Ивана Тимофеевича Голенищева-Кутузова (1839–1909), воспитанника Аракчеевского кадетского корпуса и Константиновского военного училища. С 1862 г. по выходе в отставку граф проживал в Харьковской губернии, где занимался предпринимательской, благотворительной и общественной деятельностью.
Впервые вся серия акварелей генерала Краузе экспонировалась на первой выставке Музея 1812 года, проходившей в залах Исторического музея в феврале – апреле 1909 г. В 1912 г. акварели генерала Краузе снова заняли почетное место на юбилейной выставке в том же Историческом музее. В иллюстрированном каталоге они были частично воспроизведены. В результате музейного укрупнения 1920-х гг. акварели генерала Краузе поступили в ГИМ, были описаны музейным хранителем весьма условно и датировались 1830−1840 гг.
Обратим внимание на самый большой лист серии, опубликованный более 100 лет назад под названием «Смерть генерал-майора Я.П. Кульнева».
На самом деле сюжет не имеет никакого отношения к этому герою. Согласно воспоминаниям очевидцев, генерал сразу после смертельного ранения сорвал с себя крест Св. Георгия 3 ст. и передал его офицерам. На нашем рисунке не нашли отображения и другие награды Кульнева – ордена Св. Анны и Св. Владимира. На несоответствие ранее принятого (названия рисунка и изображенного сюжета) указывало и местонахождение на акварели башкира-ординарца, потому что в сражении при Клястицах, в котором погиб Кульнев, башкиры не участвовали.
Проведенный униформологический анализ рисунка показал, что на акварели изображены представители четырех гусарских полков: Александрийского, Белорусского, Мариупольского и Ахтырского. Это полный состав 2-й гусарской дивизии по расписанию на 29 августа 1814 г. У гусаров на киверах видны знаки, пожалованные в 1813–1815 гг.
На наш взгляд, на этом рисунке изображен конкретный эпизод, связанный с ранением Иллариона Васильевича Васильчикова, шефа Ахтырского гусарского полка, произошедший при Кайзерсвальде в 1813 г., незадолго до сражения при Кацбахе. Художник изобразил состав его дивизии именно по расписанию 1814 г. Поэтому рисунок можно условно назвать «Ранение И.В. Васильчикова в 1813 г. В память о Заграничном походе 1813–1814 гг.».
Аргументом в пользу трактовки сюжета как эпизода Заграничных походов 1813–1814 гг. служит изображение башкира-ординарца. Башкирские полки были в составе российской армии в 1812–1814 гг. Кроме того, пейзаж картины напоминает горный пейзаж района Кацбаха. Сами военные изображены в мундирах, современных 1817 г.
Уточнить датировку написания рисунка позволяет изображение холодного оружия у гусар и чешуи на каске кирасира. В 1817 г. в армии легкокавалерийскую саблю образца 1809 г. сменила сабля кавалерийская образца 1817 г., за исключением гусар и улан. У кирасира мы видим палаш кирасирский солдатский образца 1810 г. и рейтузы (появились с 1814 г.). У палаша, что заметно на рисунке, рукоятка прямая, а с 1819 г. она делалась слегка загнутой к лезвию клинка. С 24 декабря 1818 г. на каску полагалась вместо плоской выпуклая чешуя. С 1814 г. кирасирам полагались ружья на лосиной погонной перевязи. Униформологические признаки наводят нас на дату создания рисунка – 1818 г.
Одна деталь имеет позднее происхождение. У раненого, в отличие от других гусар, кивер цветной. Известно, что они были введены при императоре Николае I. Стоит обратить и на такую деталь, как отсутствие на эполетах звездочек, введенных в 1827 г. Следовательно, цветной кивер мог появиться лишь в 1826 г. Таким образом, рисунок можно датировать 1817–1826 гг.
Что касается одиночных конных фигур из рассматриваемой серии акварелей Краузе, на 6 рисунках из 7 изображены обер-офицеры полков, квартировавших в Санкт-Петербурге, Петергофе и в Царском Селе. Это офицеры Кавалергардского, лейб-гвардии Гусарского, лейб-гвардии Драгунского, лейб-гвардии Уланского, лейб-гвардии Кирасирского полков, а также лейб-гвардии Черноморского эскадрона лейб-гвардии Казачьего полка и Дворянского эскадрона Дворянского полка.
Все рисунки генерала Краузе относятся к 1818 г. Художник, вероятно, зарисовал своих персонажей в период летних маневров в Красном Селе.
На наш взгляд, автор всех рисунков, Краузе, был военный, гвардеец, либо близкий к гвардейской корпорации, очевидец наполеоновских войн. В списках генералов по старшинству с фамилией Краузе (Крауз, Крузе), нам встретились три человека: Иван Степанович Краузе (с 1830 г. генерал-майор), Егор Николаевич Крузе (генерал-майор с 1829 г.) и некий генерал-майор Крауз – кавалер орденов Св. Анны 2 ст. с алмазами, Св. Владимира 4 ст., золотой шпаги «За храбрость», медалей «1812» и «За взятие Парижа». В 1828 г. он был помощником начальника топографической съемки Литовско-Виленской губернии.
Чтобы понять, каким образом рисунки генерала Краузе попали к харьковскому общественному деятелю, не занимавшемуся коллекционированием, мы обратились к генеалогии рода Голенищевых-Кутузовых. Выяснилось, что И.Т. Голенищев-Кутузов приходился дальним родственником генерал-фельдмаршалу князю М.И. Кутузову. Родной дядя Голенищева-Кутузова, Александр Иванович, был женат на некоей Е.К. Краузе. Окончательная разгадка личности художника была найдена в отделе письменных источников ГИМ, в письме графа Голенищева-Кутузова председателю Особого комитета по созданию в Москве Музея 1812 года:
«Ваше Высокопревосходительство
Глубокоуважаемый Владимир Гаврилович!
Узнав, что по Высочайшему повелению учреждается Музей Отечественной войны, поспешил и я, как верный сын своей родины, как бывший военный, как родственник славного главнокомандующего Русской Армии, внести и свою лепту, сохраненную в семье нашей от ближайших предков, также сподвижников незабвенного главнокомандующего.
Отец мой, Тимофей Иванович, и два брата его, Александр и Георгий, в младших офицерских чинах совершили всю кампанию Отечественной войны вплоть до взятия войсками нашими Парижа. Один же из дядей (по женской линии) генерал-майор К.Ф. Краузе есть автор тех акварельных рисунков обмундирования войск времени отечественной войны, которые я имел честь предложить Вашему Высокопревосходительству на случай, если Вы найдете их достойными помещения в Музее Отечественной войны.
Ваш личный, более чем благосклонный отзыв о них очень ободрил меня. Я рад, что жертвуемые мною картины составят хоть маленькую частицу назидательного музея, памятника великой славной эпохи нашего отечества.
С глубоким чувством уважения к Вашему Высокопревосходительству имею честь быть готовый к услугам
Ив. Голенищев-Кутузов.
Г. Дмитриев Курской губернии.
6/III/1909».