Самый малочисленный раздел коллекции помещика Минской губернии Ивана Хрисанфовича Колодеева – «Подлинные реликвии эпохи» – в буквальном смысле таковым не являлся. Речь идет не о подлинных мундирах эпохи 1812 года, не о холодном или огнестрельном оружии, не о предметах быта. Скорее это либо сувенирная продукция, выпускавшаяся массовыми тиражами к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, либо единичные произведения из металла, стекла или фарфора, сделанные коллекционером под заказ. К такому виду памятников можно отнести модель так называемого смоленского памятника, который был передан в Музей 1812 года вдовой коллекционера Ольгой Сергеевной Колодеевой в 1915 г.
Дальнейшая судьба этого предмета в стенах Государственного исторического музея, куда он попал спустя двенадцать лет, носит почти детективный характер. Было известно, что 2 января 1928 г. в Историческом музее производилось вскрытие одного из ящиков бывшего Музея 1812 года. В нём оказалась «модель памятника убитым воинам в войну 1812 года под Смоленском, сделана из жести, с деревянными куполами и бронзовыми орлами. Высота 81 см». Редкая удача – знать не только материал, из которого сделан памятник, но и размеры, которые станут основополагающими ориентирами в поисках этого предмета из коллекции И.Х. Колодеева.
Как известно, единственный, дошедший до наших дней памятник, сооруженный в 1841 году по проекту архитектора Антонио Адамини (1794–1846), находится в г. Смоленске.
Модель похожего памятника была найдена в отделе металла ГИМ, но сомнения вызывали размеры: он был меньше искомого на 50 см. Было очевидно, что перед нами не целый памятник, а одна из его составных частей (нижняя); у модели не хватало шатра, куполов, бронзовых орлов.
Чтобы выяснить, на каком этапе музейного хранения 2/3 памятника были утрачены, мы обратились к документам.
В октябре 1954 г. вещь была записана в книгу поступлений: «Модель памятника на Бородинском поле работы А.П. Брюллова жестяная, главки деревянные, подкрашена зеленой краской. Размер 81х32 см». Как увидим далее, изначально допущенные ошибки в определении как памятника (Бородинского вместо Смоленского), так и архитектора (А.П. Брюллова вместо А. Адамини) будут повторены через 45 лет уже при научном описании предмета, к тому времени утратившего бóльшую часть составных частей.
В 1999 г. памятник был подробно описан – точнее, не весь памятник, а то, что от него осталось. В документе находим и описание колонок дорического ордена, и фигурных столбиков, и пилястр с барельефными изображениями крестов, однако не было самого главного – указания на утрату шатра памятника высотой 50 см. Зато уточнена утрата «свечников». Здесь речь идет о неверной интерпретации музейного предмета − модель памятника была принята за стилизованный подсвечник, а недостающие детали (бронзовые орлы, купола) − за «утраченные свечники». В пользу нашей атрибуции говорит указание на наличие изображения иконы и текста о Смоленском сражении. «Ниже колонн, на пилястрах, помещены барельефные изображения крестов в венках и между ними золотом написаны тексты. Сверху, над текстами помещено изображение Богоматери с младенцем в позолоченной рамке».
В 2009 г. была проведена реставрация, в ходе которой модель памятника была полностью реконструирована на основе найденных позднее подлинных отдельных фрагментов и восполнения недостающих деталей. В сентябре 2012 г. эта модель памятника украсила экспозицию второго этажа Музея Отечественной войны 1812 года.