Покровский собор, как известно, построен повелением первого русского царя Ивана Васильевича, заслужившего от современников и потомков прозвище «Грозный». Несмотря на минувшие с тех пор столетия, сотрудники находящегося в соборе музея продолжают ежедневно и ежечасно испытывать на себе влияние этой неординарной личности. Тому причиной дотошное стремление многих гостей музея отыскать в нынешнем облике древних соборных стен напоминания о пребывании в них грозного самодержца.
Какие только вопросы в этой связи не задаются нашим сотрудникам! Не был ли Покровский собор безмолвным свидетелем легендарного убийства, запечатленного на печально известной картине Ильи Репина? Не здесь ли в темных узких переходах снимали свои шедевры сначала Сергей Эйзенштейн, а затем и Леонид Гайдай? Среди посетителей школьного возраста большой популярностью пользуется теория, что именно в соборе царь и был похоронен.
На самом деле Иван Грозный похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, но и в нашем храме-музее можно встретиться с ним лицом к лицу. Державный лик самодержца гордо возвышается над макетом выстроенного по его распоряжению собора в отдельной витрине. Стилизованное под XVII век величественное и богато орнаментированное портретное изображение, исполненное темперными красками на деревянной доске, посетители часто принимают за икону. На колени перед портретом, все же, никто не припадает, но крестом себя осеняют многие. Причиной тому, по всей видимости, репутация царя, но не стоит сбрасывать со счетов и мастерство автора портрета.
Создал его Евгений Иванович Брягин (1882–1943) – представитель целой династии потомственных художников-иконописцев и реставраторов древней живописи из знаменитого села Мстера Владимирской области. Работая над портретом, он взял за основу изображение Ивана Грозного в так называемом Царском Титулярнике 1672 года – своего рода справочнике по дипломатической переписке, содержащем портреты и титулы европейских и всех русских монархов. В итоговом варианте, однако, несмотря на стилизацию и условность, Евгений Иванович гораздо сильнее, нежели в первоисточнике выразил индивидуальность облика Ивана IV.
Другой портрет первого русского царя – скульптурный – выполненный после изучения его черепа выдающимся антропологом Михаилом Герасимовым в 1964 году (спустя почти три десятилетия после рассматриваемой работы) оказался ближе к версии Брягина, подтвердив, таким образом, верность интуиции художника.
Портрет Ивана Грозного расположен рядом со входом в музей. Следовательно, всякий, кто устремляется в собор, тотчас же предстает пред государевыми очами. Пожалуйста, не забывайте об этом, наши уважаемые гости!