К 400-летию рождения протопопа Аввакума: о портретном сходстве хлудовской иконы священномученика протопопа Аввакума с реальной исторической личностью Аввакума — Блог Исторического музея

К 400-летию рождения протопопа Аввакума: о портретном сходстве хлудовской иконы священномученика протопопа Аввакума с реальной исторической личностью Аввакума

«Огнём да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? — не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить» («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).

В собрании Исторического музея хранится созданная в последней четверти XVII – начале XVIII вв. икона священномученика протопопа Аввакума. Насколько иконописный образ схож с реальной исторической личностью?

Хранящаяся в ГИМе хлудовская икона протопопа Аввакума — единственная в своём роде и самая ранняя по времени создания. Название своё она получила по фамилии первого владельца, купца А. И. Хлудова. После его смерти икона Аввакума вместе со всей коллекцией памятников древнерусской письменности и старообрядческой литературы перешла по завещанию купца в Московский Никольский единоверческий монастырь за Преображенской заставой. Здесь икона находилась до закрытия монастыря в 1923 г. В том же году поступила в Исторический музей. Икона небольшая — 12,3 на 14,5 см. В стенах музея она была очищена от плотного слоя почерневшей олифы, остатки которой сохранились на отдельных деталях облачения Аввакума и в других местах иконы. В связи с подготовкой каталога собрания древнерусской живописи ГИМ сотрудники музея изучили икону при помощи электронного оптического прибора для обнаружения более поздних наслоений. Следов поздней записи икона не имеет.

Слово «протопо́п» произошло от сочетания древнегреческого  «πρῶτος» («первый») и церковнославянского «по́пъ» («священник»). Первый священник, высший сан белого духовенства, существовавший в Русской православной церкви с XVI в. до начала XIX в. Изначально протопоп являлся главой протопопии, т. е. церковной округи. В начале XIX в. наименование «протопоп» полностью заменено на «протоиерей» в Русской Православной церкви. В старообрядческих общинах обозначение «протопоп» сохраняется до сих пор.

Аввакум Петрович Кондратьев (1620–1682) родился в нижегородской земле, боролся за старую веру против церковных преобразований царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Был автором обличительных посланий, челобитных об отмене «еретических» греко-латинских новшеств, а также автобиографического «Жития». За свои религиозные убеждения и вероучительные взгляды Аввакум провёл в ссылках и заточении около 30 из 62 лет своей жизни. В 1666 г. на Большом Московском соборе был расстрижен и предан анафеме. В 1682 г. в Пустозёрске Аввакум был сожжён в срубе за «великие на царский дом хулы». Он пользовался огромным авторитетом среди старообрядцев при жизни, а после мученической смерти авторитет его только увеличился. Протопоп Аввакум почитается либо святым, либо мучеником старообрядцами всех согласий. Изображение Аввакума относится к наиболее почитаемым изображениям в старообрядческих общинах и семьях. Иконы этого святого появились уже в конце XVII в. на реке Керженец в нижегородских землях, на родине Аввакума. В начале XVIII в. была написана церковная старообрядческая служба Аввакуму, Павлу Коломен­скому и другим исповедникам и страдальцам. С 1906 г. было разрешено почитать память Аввакума, а также строить пределы церквей в память о нём. Официально протопоп Аввакум и «иже с ним пострадавшие» были канонизированы в 1917 г. на Освященном соборе старообрядцев в Москве.

Однако установившаяся традиция почитания Аввакума никак не была связана с существовавшим до начала XVIII в. кругом, где создавалась т. н. «хлудовская икона». Образы Аввакума выбирались иконописцами в XIX–XX вв. произвольно, по их усмотрению. В среде беспоповцев его изображали на иконах без символического нимба и без индивидуальных особенностей.

Сюжетной канвой хлудовской иконы послужило видение протопопу Аввакуму, которое было ему в «Вознесеньев день» в тюрьме подмосковного Николо-Угрешского монастыря после его расстрижения в 1666 г. Видение было описано Аввакумом в челобитной царю Алексею Михайловичу в 1669 г. По его словам, ему явились образы Христа, Богородицы и святых.

На иконе протопоп Аввакум, представленный в полный рост, занимает правую часть иконы. Изображение Аввакума и фон иконы вполне традиционны, однако при этом в её композиции отчётливо прослеживаются оригинальные черты. Художник придал лицу Аввакума живой выразительный облик мыслящего человека с изрядной волей и силой, физической и духовной. Он нарисовал его таким, каким Аввакум был в действительности, каким он представляется на основании собственных сочинений и по рассказам его современников.

Аввакум изображён высокого роста, с ниспадающими кудрявыми каштановыми волосами с проседью и удлинённой прямой клинообразной бородой. Его лицо написано тонко, в не свойственной иконописным канонам манере. Оно сухощавое, узкое, несколько скуластое, щёки впалые. Лоб покатый, нависший, с мощными надбровными дугами, из-под которых видны большие, выпуклые, широко расставленные, глубоко сидящие глаза (вероятно, глаза голубые, по мнению В. И. Малышева). Нос длинный, прямой, узкий, с небольшой горбинкой, усы длинные, с проседью. Лицо отличается строгостью, имеет уверенное выражение, полное внутренней глубокой затаённой жизни. Над головой изображён нимб. Ладони рук тонкие и длинные. Правая рука поднята в благословляющем положении с двуперстным сложением пальцев. Левая рука согнута, прижата к поясу, держит развёрнутый свиток с текстом. На Аввакуме иерейское одеяние: подризник, епитрахиль, поручи и фелонь с оплечьем. Фелонь небогатая, ткань её напоминает набивные ткани с домашней ручной набойкой и имеет простой рисунок в народном стиле, близкий к растительному орнаменту. Украшение епитрахили состоит из четырёхугольных крестиков, расположенных по два в ряд. Автор иконы изобразил Аввакума не в заточении и не в простой одежде, а в иерейском облачении, что более приличествовало ему как святому.

В левом верхнем углу иконы изображён облачный сегмент с полуфигурами Христа, Богоматери и двух ангелов. Левая рука Христа поддерживает развёрнутый свиток с текстом, правая рука приподнята на уровне груди, пальцы сложены в двуперстие. На нимбе едва заметная и нечитаемая надпись. Фигуры Богородицы и ангелов даны в традиционных молитвенных позах. Фон иконы светлый, с остатками золота, следы позолоты сохранились также на нимбе Аввакума. Пространство до горизонта, окоём сферический, светло-зелёного цвета, лишён деталей. Поля иконы охряные. На верхнем поле иконы над фигурами две надписи: слева — «Ангели господни, Матерь Ѳу, Исус Христос», справа — «Священномученик Авъвакум». Аввакум в челобитной царю Алексею Михайловичу писал о сюжете, вошедшем в композицию иконы: «А се потом из облака госпожа Богородица яви ми ся, потом и Христос с силами многими, и рече ми: „Не бойся, аз есмь с тобою“». Художник передал через надписи на свитках в руках Аввакума и Христа идею борьбы за старую веру, изложенную в челобитной и других трудах протопопа. Надписи как бы являются словами этих лиц, дополняют друг друга. Аввакум призывает братию стоять в вере бесстрашно, твёрдо и незыблемо, а бог говорит: «Не бойся призывать, я с тобою».

Кто мог быть автором иконы? Человек, хорошо знавший Аввакума при жизни, один из его сподвижников?

Среди старообрядцев-насельников Керженца были люди, лично знавшие Аввакума, которые могли составить его словесный портрет. Помимо духовного автопортрета, оставленного ревностным протопопом в его бессмертном «Житии», Аввакум являлся также автором своего рисованного автопортрета, имевшегося в письмах к керженскому старцу Сергию, земляку Аввакума. Проживавший в Ануфриевском скиту в Нижегородской земле, тот неоднократно встречался с Аввакумом, даже приходился ему любимым учеником. В «Сказании о распрях, происходивших на Керженце…» упомянуто о том, что в августе 1693 г. близкие к Сергию и Ануфрию старообрядцы решили написать «образ» Аввакума. Образ этот был одобрен его единоверцами и почитателями, с него в начале XVIII в. было сделано несколько копий.

Упомянутый автопортрет, написанный Аввакумом в Пустозёрском остроге в 1679 г., не сохранился до наших дней, но, вероятно, ещё существовал ко времени написания иконы. Возможно, автор хлудовской иконы был знаком с этим рисунком и держал его перед собой при написании образа Аввакума. Многие исследователи истории церковного раскола указывают на высокую вероятность того, что изображение Аввакума на хлудовской иконе носит портретное сходство с реальным историческим деятелем. Поскольку до нас не дошли другие изображения Аввакума, это единственный его сохранившийся образ. При этом следует понимать, что создавался он в традициях иконописи, а не художественного портретного изображения.

Как уже было сказано, в XIX в. икона принадлежала московскому купцу и промышленнику Александру Ивановичу Хлудову (1818–1882). Владелец был старообрядцем единоверческого согласия (это согласие признаёт новую реформированную церковь, но сохраняет прежние дореформенные обряды). Хлудов собирал памятники древнерусской письменности и старообрядческой литературы. От кого и когда поступила икона к Хлудову, неизвестно. Формированием его коллекции долгое время занимался И. В. Борисов, тоже старообрядец.

Имеется примечательное описание Аввакума, сделанное писателем П. И. Мельниковым-Печерским (автор «Сказания о подводном граде Китеже») и опубликованное в 1861 г. Мельников-Печерский в качестве чиновника по особым поручениям принимал непосредственное участие в закрытии керженских скитов в середине XIX в. Он хорошо знал жизнь волжского старообрядчества и сообщал, что встречал у старообрядцев икону Аввакума. На основании изображения иконы он дал первое в литературе описание внешности протопопа.

«Судя по этим иконам, — писал Мельников-Печерский, — Аввакум был высокого роста, широк в плечах, с длинной седой бородой, кудрявыми седыми волосами, имел большие глаза, прямой тонкий нос, лицо сухощавое».

Вероятно, в этом отрывке содержится описание хлудовской иконы или старого списка, точной копии с этой иконы. С неё ещё в начале XVIII в. было изготовлено несколько копий. При этом исследователь В. И. Малышев отмечал, что первая, былинная, часть описания («высок, широк в плечах») отражает, скорее, дань традиции, а вторая часть описания более конкретна.

Н. И. Субботиным в 1879 г. впервые был опубликован фрагмент хлудовской иконы (изображение только Аввакума), в 1906 г. её впервые опубликовали целиком. При этом приводились датировки — начало XVIII в., «по всем признакам не позднее».

Так, хлудовская икона была написана в Нижегородских землях, на родине Аввакума, примерно в августе 1693 г., вероятно, иконником Петром, близким к старцам Сергию, Моисею и Ануфрию — самым преданным ученикам Аввакума. Эта старинная икона представляет собой огромную научную, историческую и художественную ценность как единственное изображение протопопа Аввакума, которое носит портретное сходство с реальным историческим лицом.

 

Литература:

  1. Аввакум Петрович. Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Т. I. СПб., 1861. С. 149–154.
  2. Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. V. М., 1879.
  3. Малышев В.И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. XXII. М., 1966. С. 382–383, 386.
  4. Сказания о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем. В кн.: Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. Т. VIII. СПб., 1887.

 

Чулкова Ольга Александровна экскурсовод 1-й категории