Родоначальником династии известных купцов и предпринимателей Рябушинских является Михаил Яковлев. Он родился в 1786 г. в Ребушинской слободе Боровского уезда Калужской губернии, в семье крестьян Свято-Пафнутьева монастыря. Ребушинская слобода, находилась в трех верстах от Боровска, который считался тогда столицей старообрядчества. Именно там провели свои последние дни и были похоронены боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова. Старообрядчество, в традициях которого был воспитан Михаил Яковлев, определило весь уклад его жизни, а также жизни его сыновей и внуков, всего семейного клана Рябушинских.
В 1802 г. вчерашний крестьянин Михаил Яковлев – уже московский купец 3-ей гильдии, торгующий тканями в Холщовом ряду Гостиного двора. Шумная жизнь Китай-города красочно описана известным знатоком старины М.И. Пыляевым:
«В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность… здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки — все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей».
Накопив денег и выгодно женившись, Михаил Яковлевич с семьей зажил собственным домом в Замоскворечье. Только в 1820-х гг., живя в Москве, он получил фамилию Ребушинский, происходившую от названия родной слободы, гораздо позднее в 1850-х фамилия трансформировалась в привычную нам – Рябушинский. Порядки в семье были патриархальные. К своим сыновьям Ивану, родившемуся в 1818 г., Павлу – в 1820 и Василию – в 1826, Михаил Яковлевич относился сурово: не только требовал от них с малолетства помощи в лавке, но и контролировал их досуг. Так, узнав, что Павел тайком учится игре на скрипке, нашел ее на чердаке и разбил о стропила крыши. Книжному обучению детей он не придавал особенного значения.
Напряженный трудовой график в семье Рябушинских дал свои плоды. Все братья так или иначе продолжили дело отца. Наиболее одарённым предпринимателем из них оказался Павел.
Фундаментом делового успеха Рябушинских второго поколения, к которому относился Павел Михайлович, стала Вышневолоцкая бумагопрядильная фабрика в с. Заворово (Тверская губ.), купленная в 1869 г. Фабрика быстро расширилась, оборудовалась новейшими станками. Исходное сырье – хлопок проходило здесь все стадии обработки – от изготовления пряжи до готовых окрашенных тканей. Вокруг предприятия вырос рабочий поселок: за счет хозяев были построены жилые помещения для фабричных, больница, школа для детей рабочих и др. В 1887 г. разросшееся предприятие получило статус «Товарищества мануфактур П.М Рябушинского с сыновьями». Фабрика Рябушинских существует и поныне, теперь она носит название Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат и входит в десятку крупнейших текстильных предприятий России.
Деятельную натуру Павла Михайловича Рябушинского не удовлетворял установленный родителями замкнутый, патриархальный строй жизни, в котором он вырос. Не получив достаточного образования, Павел Михайлович, тем не менее, всю жизнь учился самостоятельно. Общительный от природы, тянувшийся к искусству, он заводил знакомства в музыкальном, литературном и театральном мире. Да и по своему облику он совершенно не походил на купцов-старообрядцев старшего поколения, по старинке носивших поддевки, кафтаны или чуйки. Это хорошо видно на портрете П.М. Рябушинского кисти П.К. Дункера (Дункерса) из собрания Исторического музея, выполненном в 1880 г. Перед нами – деловой человек, одетый по моде. На нем – сюртук, жилет, накрахмаленная рубаха, галстук – «салон» (галстук – бабочка появился позже, в начале XX в.), в руках сигара, мы видим холеную, коротко подстриженную бороду, усы, на втором плане говорящий антураж – шкаф с книгами.
Женился Павел Михайлович в 23 года по настоянию отца на Анне Семеновне Фоминой, происходившей из купеческой старообрядческой семьи. Супруга была старше его на несколько лет. Брак не был счастливым и через 16 лет закончился разводом, что не часто случалось в среде старообрядцев. Шесть дочерей, родившихся в этом браке, остались при отце. История второго брака Павла Михайловича необычна. В 1870 г. его младший брат Василий решил жениться. Ему сосватали невесту из старообрядческой семьи петербургского купца С.Т. Овсянникова. Павел Михайлович поехал в столицу устраивать эту свадьбу, но увидев невесту брата, 16-летнюю Александру Овсянникову, влюбился в нее с первого взгляда и, вскоре попросил у родителей благословения на брак. Павлу Михайловичу исполнилось к тому времени уже 50 лет. Этот брак, не смотря на огромную разницу в возрасте, оказался счастливым. У супругов родилось 16 детей, последний из которых появился на свет в 1893 г., когда П. М. Рябушинскому было уже 72 года. Трое скончались в младенчестве. Выжили восемь братьев и пять сестер, каждый из них оставил о себе памятный след в истории промышленности, науки и культуры России.
В залах Исторического музея экспонируется серебряное подносное блюдо фирмы Хлебникова, с памятной надписью «ДОРОГИМЪ ХОЗЯЕВАМЪ БРАТЬЯМЪ РЯБУШИНСКИМЪ ОТЪ РАБОЧИХЪ И РАБОТНИЦЪ ТКАЦКОЙ ФАБРИКИ 29 СЕНТЯБРЯ 1912 г.». Блюдо было заказано рабочими Вышневолоцкой бумагопрядильной фабрики. 1912 год, которым датировано блюдо, это время, когда во главе товарищества находились уже представители третьего поколения клана Рябушинских, пять сыновей Павла Михайловича – Павел, Сергей, Степан, Владимир, и Михаил. (Остальные трое братьев – Дмитрий, Николай и Федор в предпринимательской деятельности участия почти не принимали, но являлись акционерами-пайщиками семейного Товарищества). В 1912 году существовал уже и банкирский дом Рябушинских, основанный десятью годами ранее. Банк занимал значимое место среди финансовых учреждений России, а его знаменитое здание в стиле модерн, построенное по проекту Ф.О. Шехтеля в стиле рационального модерна, до сих пор украшает Биржевую площадь в Москве.
Не все представители клана Рябушинских проявляли интерес к семейному бизнесу и принимали в нем участие, но все без исключения были людьми одаренными, и это проявилось в разных областях.
Павел Павлович Рябушинский (1871–1924) как старший из братьев, и как человек, обладавший «математическим», рациональным мышлением, после смерти отца стал главой семейного дела.
«Вначале он занимался только банковскими и промышленными делами своей семьи, но затем, ‒ примерно с 1905 года, ‒ принялся за общественную деятельность и сразу занял в ней выдающееся место, ‒ писал П.А. Бурышкин о Павле Рябушинском. ‒ Он был сравнительно левых настроений и не боялся их высказывать». В сентябре 1907 года в Москве Павел Рябушинский на свои деньги начал выпуск газеты «Утро», а после ее закрытия ‒ газету под названием «Утро России». Специально для ее нужд было возведено здание, в котором разместилась редакция и типография (Большой Путинковский переулок). Здание было построено по проекту Ф.О. Шехтеля в 1907–1909 годах в строгом варианте модерна, в реконструированном варианте оно существует и поныне.
Сергей и Степан Рябушинские считаются зачинателями российского автопрома. Предтечей известного московского завода ЗИЛ является Товарищество Московского автомобильного завода (АМО), основу которого в 1916-м году заложили братья Рябушинские. Революция прервала историю завода, он заработал только после 1917 года, получив имя своего первого советского директора – И.А. Лихачева.
Сергей Павлович (1872–1936), как и все дети П.М. Рябушинского, тяготел к искусству. Современники считали его одаренным скульптором. И.Е. Репин в 1911 г. ходатайствовал перед правлением Товарищества Передвижных выставок об избрании Сергея Рябушинского наряду с П.П. Трубецким в члены Товарищества.
Степан Павлович (1874–1942) в семейном бизнесе руководил его торговой частью, ведал складами и магазинами фирмы, разбросанными по всей России. Он жил в доме у Никитских Ворот, построенном по проекту Ф.О. Шехтеля. Этот особняк в стиле модерн хорошо известен всем москвичам, после революции в нем жил М. Горький, а ныне располагается его музей. В этом доме Степан Павлович хранил свою коллекцию древнерусских икон, большим знатоком и ценителем которых был. Его собрание считалось одним из лучших в России и ставилось в один ряд со знаменитой коллекцией И.С. Остроухова. После национализации коллекция Рябушинского была разделена и попала в музеи, в том числе в ГТГ, Исторический музей, часть ее была продана.
Владимир Павлович (1873–1955) добровольцем ушёл на фронт Первой мировой войны, организовал подвижный авто отряд, был тяжело ранен, награждён Георгиевским крестом 4-й степени. После эмиграции В.П. Рябушинский жил в Париже, основал и возглавил «Общество Икона», почётным председателем которого был одно время, написал ряд работ, посвящённых иконописи и традициям русского купечества.
Николай Павлович (1877–1951), художник, путешественник и эстет, семейным бизнесом не интересовался, склонности к торгово-промышленным делам не имел. В культурной жизни страны он оставил след, как основатель и редактор-издатель ежемесячного журнала «Золотое Руно», выходившего в 1906–1909 годах, а также как организатор художественных выставок «Голубая роза» (1907). Знаменитая вилла Н.П Рябушинского «Черный лебедь» построенная в Петровском парке, порождала множество слухов. В своих воспоминаниях А.Н. Бенуа писал о Николае Рябушинском: «Считаясь баснословным богачом, он возглавлял всю московскую художественную молодежь, и в своей вилле “Черный лебедь” стал устраивать какие-то удивительные пиры, а то и настоящие “афинские ночи”. В этой же вилле он держал на свободе, пугая тем соседей, диких зверей». В 1915 г. вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть ее убранства и коллекции живописи, в том числе, картины художников «Голубой розы». После революции здание «Черного Лебедя» было занято районным ЧК.
Михаил Павлович Рябушинский (1880–1960) активно участвовал в делах промышленных компаний Рябушинских, совместно с братьями Павлом и Владимиром Рябушинскими руководил финансами семейного дела. Был членом правления Харьковского земельного банка, учредителем и совладельцем банкирского дома братьев Рябушинских, а затем – членом правления созданного на его основе Московского банка. В начале 1900 годов Михаил Павлович увлёкся коллекционированием. В русской части его коллекции были работы таких мастеров, как Д.Г. Левицкий, В.А. Тропинин, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Я. Головин, П.В. Кузнецов, Б.М. Кустодиев, С.В. Малютин, И.Е. Репин, М.С. Сарьян, К.А. Сомов, И.Э. Грабарь, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, В.В. Верещагин. Западноевропейская часть собрания включала полотна художников П. Боннара, Э. Дега, К. Писарро, К. Моне, К. Коро и других. Коллекция размещалась в известном особняке на Спиридоновке 17, построенном по проекту архитектора Шехтеля в стиле неоготическом и ранее принадлежавшем Савве Тимофеевичу Морозову.
Полотна коллекции Михаила Рябушинского хранятся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове. А его особняк на Спиридоновке является Домом приёмов МИД.
Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962), ученый с мировым именем, создатель первого в Европе Аэродинамического института, он сыграл крупную роль в становлении отечественной авиации. История знаменитого института началась в 1904 г. с того, что в подмосковном имении П.Д. Рябушинского Кучино (сейчас Кучино – микрорайон города Балашихи) им была построена лаборатория по аэродинамике. Создание лаборатории, постройка корпусов, закупка аэродинамической трубы, машин и последующее ежегодное ее содержание осуществлялось на деньги Павла Рябушинского. Возглавил Кучинскую лабораторию Н.Е. Жуковский. После революции Институт был национализирован, в 1919 году присоединен к Центральному аэрогидродинамическому институту имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). В это время Дмитрий Павлович Рябушинский уже находился в эмиграции. Автор более 200 научных трудов, один из основателей и профессор Русского высшего технического училища во Франции, член-корреспондент Французской академии наук, в 1954 году он отмечал 50-летие своей научной деятельности, начатой в далеком 1904 году в подмосковном имении Кучино.
Фёдор Павлович Рябушинский (1886–1910), младший сын Павла Михайловича, член русского Географического общества, он организовал и финансировал научную экспедицию Русского географического общества на Камчатку, на что им было пожертвовано 200 000 рублей. «Возражений, ни со стороны отца моего Павла Михайловича, ни братьев старших, конечно же, не последовало», – отметил в своих записках Федор Павлович. Благодаря его финансированию, на Камчатку была в 1908 г. отправлена комплексная, хорошо подготовленная научная экспедиция. Она считалась одной из самых эффективных по собранному научному материалу. Федор Павлович планировал сам принять участие в этой экспедиции, но здоровье (быстро развивавшийся туберкулез, от которого он скончался в 1910 г. в возрасте 24 лет) не позволило ему это сделать. Экспедиция на Камчатку 1908-1910 гг. вошла в историю, как экспедиция Рябушинского. Ее результаты были опубликованы уже в советское время в 1928, 1929, 1930 гг.
Из дочерей Павла Михайловича Рябушинского наиболее известна Евфимия (1886–1976), вышедшая замуж за московского купца В.В. Носова, сына известного «суконного короля» Василия Дмитриевича Носова, одного из богатейших людей Москвы. Поселившись в фамильном доме Носовых на Введенской площади, Евфимия Павловна занялась переустройством купеческого дома, превратив его вскоре в модный салон. В этом переустройстве были задействованы Л.Н. Кекушев, И.В. Жолтовский, В.А. Серов, М.В. Добужинский, С.Ю. Судейкин. Племянник Евфимии Носовой Ю.А. Бахрушин характеризовал ее так:
«Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма. Окруженная поэтами-символистами и художниками-„мирискуссниками“, она „рассудку вопреки, наперекор стихиям“ превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи».
В Историческом музее хранится конный портрет Е.П. Носовой кисти известного художника «серебряного века» А.Я. Головина, выполненный не позднее 1914 г. Ефимия Павловна изображена в черной амазонке, с розой в петлице. Этот масштабный портрет (2,85х2,09 м), украшавший когда-то парадную столовую особняка Носовых, поступил в Исторический музей в 1960 г. Хозяйка модного салона, в котором бывали виднейшие живописцы и писатели, где проходили литературные вечера, Евфимия Рябушинская-Носова позировала не только А.Я. Головину, ее писал К.А. Сомов, лепила А.С. Голубкина. Константин Сомов, которому, явно, импонировала его красивая модель, записал о ней:
«Днем к нам на файфоклок приезжала и другая моя модель, Носова, оказавшаяся очень и очень интересной для живописи. Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым и очень нарядная, хорошего вкуса при этом».
Евфимия Павловна планировала в своем особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его Москве. В результате ее усилий в доме на Введенской площади была собрана богатая коллекция живописных полотен, выполненных знаменитыми художниками XVIII – начала XX вв., начиная с Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, А.Г. Венецианова. Сейчас почти все они находятся в Третьяковской галерее.
После революции все дети П.М. Рябушинского, за исключением дочери от первого брака Александры, покинули Россию, оставив своей родине очень яркое и богатое наследство, как в области промышленности, так и в области науки и культуры.