Исторический музей сохраняет обширную коллекцию изобразительных материалов из собрания фондов музея В. И. Ленина, в которых запечатлён образ «вождя мирового пролетариата» и основателя Советского государства со времени его жизни до последних лет Советской власти. По ним мы можем и сейчас, в год 150-летия Ленина, визуально проследить, как сформировался ещё в 1920-е гг. и куда эволюционировал «ленинский миф».
С новой силой образ Ленина предстал в изобразительном искусстве «оттепели» после XX съезда КПСС (1956 г.) с разоблачением Хрущёвым культа личности Сталина, в юбилейную дату главного для СССР события Великой Октябрьской социалистической революции — к её 40-летию. Дело в том, что образ Сталина в прошедшие годы заслонил в пропаганде и искусстве образ Ленина. С началом активной десталинизации образ Сталина уже почти не встречался, а ведущая роль в его замене всё более отводилась образу Ленина.
Надо сказать, что «возвращение Ленина» в обществе ожидалось. Так, в книге отзывов посетителей Государственного исторического музея от 3 августа 1957 г. пожилая большевичка записала:
«В глаза бросается [в Парадных сенях — А. М.] скульптура Сталина, и возникает вопрос: почему нет портрета В. И. Ленина? Настоящего организатора нашей партии и Октябрьской революции».
Она вспоминала, что Ленин «присутствовал» в музее при её посещении в 1920-х гг. и надеялась на исправление этого «пробела» к 40-летию Октября.
В рассматриваемой новой волне ленинизации немалая роль была отведена идеологами из ЦК КПСС изобразительному искусству с его наглядностью и относительной быстротой исполнения произведений, например, плакатного жанра.
Особенно мобильно отозвалось на новую тенденцию плакатное искусство. На плакате Марии Нестеровой-Берзиной «Да здравствует всепобеждающее знамя ленинизма!» вокруг бюста В. И. Ленина как вокруг Солнца или даже как центра Вселенной «обращаются» изображения праздничных толп советского народа, флагов и гербов союзных республик с надписью «СССР», крейсера «Авроры» и Зимнего дворца с лозунгом «За власть Советов», плотины ГЭС (скорее всего, Куйбышевской, сданной к юбилею Октября в 1957 г.) с лозунгом «Миру — мир». Образом Ленина «освящалась» советская национальная политика (после XX съезда уже с эпитетом не «ленинско-сталинская», а «ленинская»). Подкреплялась ленинским авторитетом и политика «мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами». Так ЦК КПСС разрешил к юбилею Великого Октября впервые опубликовать в СССР в газете «Правда», журналах «Коммунист» и «Партийная жизнь» интервью В. И. Ленина, данное им в 1920 г. американским журналистам со словами о «мирных экономических взаимоотношениях между… Советской республикой и капиталистическими державами Запада». Если вернуться к образу Ленина на данном плакате — это вождь и божество, дарующее истинное учение (ленинизм), он дан в привычном виде, в каком представал в искусстве с 1930-х гг.
Ленин красного цвета на юбилейном плакате Виктора Иванова «Народ и партия — едины!» как монумент указывает на заднем плане путь разным поколениям, олицетворяющим различные этапы жизни советского народа в его борьбе: красногвардейцу — «за Советскую власть», рабочему первых пятилеток — «за социализм», красноармейцу времён Великой Отечественной войны — «за нашу Советскую Родину» и рабочему 1950-х гг. — «за коммунизм». Исследователь Т. Г. Колоскова отмечает:
«С середины 1950-х гг. ни одна октябрьская годовщина не обходилась без лозунга „Народ и партия — едины“. Эта идеологема приобрела особое звучание после смерти Сталина и решений XX съезда, пережитых массовым сознанием как космическая катастрофа. Правящая элита нуждалась в нравственных санкциях власти. Иллюзия единства партии и народа давала силу властному аппарату, уверенность в своей правоте».
Образ Ленина связывал «ленинскую партию» и народ, разные поколения и периоды советской истории. Не случайно в школах Москвы в год 40-летия Октября проводились собрания «Три поколения ленинцев» (например, с участием той же Е. Д. Стасовой, члена партии с 1898 г.).
Ленин представал в плакатном искусстве к 40-летию Великого Октября не только «вождём», но и «человеком». Так на плакате Михаила Гордона «Ленин вечно живой» был использован ленинский образ с картины И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924 г.). Художник Бродский для создания образа вождя на этом полотне в своё время использовал фотографию В. И. Ленина с В. Д. Бонч-Бруевичем, сделанную в 1918 г. на территории Кремля. Наличие такой «документальности» на плакате М. А. Гордона должно было помочь показать широким массам образ Ленина не как «божества», а как «реально жившего» на земле человека. И действительно, Владимир Ильич на плакате Гордона стоит непринуждённо, он смотрит с прищуром и улыбкой, о чём-то задумался, но, быть может, уже в следующее мгновение полностью обратит свой заинтересованный взгляд в сторону зрителя.
Смотря на этот плакат, вспоминается поэма В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.), которая, кстати, лидировала по популярности в исполнении на конкурсе чтецов, посвящённом 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В ней был дан образ «ленинской простоты» Ильича «самого земного изо всех прошедших по земле людей» в противовес вождю («царствен и божествен»). В 1964 г. плакат М. А. Гордона, признанный актуальным в пропаганде как «делавший» зрителя сопричастным «живому вождю», будет отредактирован. В него вставят клятвенные слова из стихотворения Маяковского «Разговор с товарищем Лениным» (1929 г.):
«… вашим, / товарищ, / сердцем / и именем / думаем, / дышим, / боремся / и живём!..»
Надо отметить, что ленинская тематика принимала в 1957 г. «человеческие» и даже бытовые формы от рисунков В. А. Клементьевой «Комната Володи в Ульяновске», Д. С. Хайкина «Ленин на охоте» до фильма «Рассказы о Ленине» С. И. Юткевича. В этой кинокартине болеющий в Горках Ленин непринуждённо и даже ласково общался с рабочими, медсестрой Сашей, обо всех заботился и даже помогал Саше устроить брак с рабочим.
Эта простота, доступность людям Ленина должна была, по мысли партийных идеологов, на своём контрасте дискредитировать оторвавшегося от народных масс «забронзовевшего» Сталина, оставить его в прошлом, а Ленина «перенести» в настоящее. Однако в «человеческом» измерении Ленина были свои границы. Так, например, в героико-торжественном ключе без намёка на натурализм была показана смерть вождя в фильме «Рассказы о Ленине».
В обществе сталкивались различные мнения, каким представлять образ Ленина. Так, на зрительской конференции по обсуждению спектаклей московских театров, поставленных к юбилею революции, шли дискуссии по поводу образа «вождя мирового пролетариата» в спектакле «Вечный источник» (Малый театр). Одни зрители восхищались «скромностью» Ильича и тем, как ему «близки интересы народа». Другие же требовали отражать образ вождя «реалистично», указывали на основе прочитанных мемуаров на то, что Ленин ходил на охоту не один, а в сопровождении шофёра С. К. Гиля, и на то, что «не в духе Владимира Ильича» схватить сажень и самому измерять землю.
Образ Ленина занимал важное место на масштабной Всесоюзной художественной выставке, посвящённой 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (5 ноября 1957 г. — 16 марта 1958 г.), в новом Центральном выставочном зале «Манеж». На ней было представлено около 6 тыс. произведений искусства (живописи, скульптуры и пр.). Выставка готовилась ещё с 1955 г., осуществлялся тщательный отбор произведений. Так была забракована картина «В. И. Ленин едет в сопровождении жандарма в первую ссылку». Художнику объяснили, что арест и ссылку Ленина «мы не можем показывать… как ссылку любого студента» и он не раскрыл «типических черт характера молодого Ленина в отношении его к царскому режиму».
В архивных отзывах посетителей, особенно представителей интеллигенции, студенчества, по поводу образа Ленина на тех картинах, которыми «отчитывалась» власть как образцами социалистического реализма, нередко звучали весьма резкие отзывы: «Ленин совсем не типичен и даже плох», «лицо похоже на лицо старого еврея» и т. п. Раскритикованную посетителями, прежде всего, за образ Ленина, огромную картину «Социалистическая революция свершилась!» кисти Президента Академии художеств СССР Б. В. Иогансона уже 28 января даже сняли с выставки.
С данной выставки в «Манеже» в собрании Исторического музея присутствует картина украинского художника из Харькова Леонида Шматько «В. И. Ленин у карты ГОЭЛРО». На ней Ленин, делающий доклад об электрификации страны на VIII Всероссийском съезде Советов (1920 г.), экспрессивно обращается к представителям народа, которые занимают уже не только зрительный зал, но и саму сцену Большого театра. Из верной «ленинской гвардии» на полотне «нашлось место» только Г. М. Кржижановскому (реально делавшему на этом съезде доклад по плану ГОЭЛРО) и Ф. Э. Дзержинскому. Большинство лиц на самом деле присутствовавших тогда в президиуме съезда было репрессированы и/или низвергнуты из партийного пантеона (Сталин), а их образы «изгнаны» из советского искусства. Впрочем, официальному искусству как раз и следовало подчеркнуть народность, демократичность вождя. Неслучайно данная картина после закрытия юбилейной выставки поступила в собрание Центрального музея В. И. Ленина.
Так, плакаты и картины, сохранённые в Историческом музее, показывают, что власти и художники желали к 40-летию Октября отойти от помпезности ленинского образа, но в то же время опасались, что образ «простого» Ильича принизит Ленина как вождя революции и основателя Советского государства. Возвеличивание образа «вечно живого» Ленина получило яркое продолжение в праздновании 90-летия со дня его рождения (1960 г.) и достигло своего апогея с чертами уже явной избыточности при Л. И. Брежневе в год 100-летия Ленина (1970 г.). Ленинский образ, «реанимированный» в «оттепель» ленинский культ, оставался одной из самых важных идеологических опор Советской власти вплоть до последних лет перестройки.
Литература
Колоскова Т.Г., Киташова О.В. Миф о любимом вожде. Буклет. М., 2014.
Махнырёв А.Л. 30 и 40 лет Великого Октября: что отразилось в зеркалах юбилеев революции? М.; СПб., 2019.