Секреты старинной власяницы — Блог Исторического музея

Секреты старинной власяницы

Власяница. Россия. Вторая половина XVI в. Шерсть: ткачество, плетение, ручной пошив. Длина по центру спинки (с воротником) 133 см. Поступление из Музея Александровской слободы в 1930 г.
Власяница. Россия. Вторая половина XVI в. Шерсть: ткачество, плетение, ручной пошив. Длина по центру спинки (с воротником) 133 см. Поступление из Музея Александровской слободы в 1930 г.

В одном из красивейших залов Исторического музея, посвящённом «Государеву двору» и государственному управлению в XVI–XVII вв., находится памятник рубаха-власяница.

Она имеет простой крой на основе туники. Такой крой использовался при изготовлении рубах со времён Древней Руси: к прямому длинному широкому полотнищу, сложенному посередине пополам, в верхней части пришиты рукава из небольших прямых полотен, под мышками имеются ластовицы. Глубокий вертикальный ворот власяницы имеет поперечные шнуровые застёжки на воротнике и на груди — т. н. «разговоры», а в округлую горловину вшит небольшой воротник — стойка. По бокам основного полотнища вставлены клинья, сужающиеся снизу вверх. Все детали власяницы имеют двойную подрубку и соединены простыми швами. Простота изготовления рубахи и то, что она сшита из грубой шерсти с вкраплением конского волоса, напоминают об основном предназначении данной власяницы как молельной монашеской одежды, призванной служить усмирению плоти молящегося и развитию у него важнейших христианских добродетелей — смирения и терпения. Власяницы носили не только монахи, их часто использовали во время молитвы или причастия великие православные святые и подвижники.

Иудеи, жившие в Синайской пустыни, страдавшие от отсутствия запасов пресной воды и растительности, разводили коз или верблюдов — домашних животных, которые были просты в содержании и обеспечивали своих хозяев не только мясом, молоком, но шкурами и шерстью. Власяницей изначально и называлась холстина, изготавливаемая из козьих, а потом верблюжьих шерсти и волоса. Узкие полотна холстины сшивались в несколько полотнищ и использовались для просушки зерна в качестве подстилки или покрывала в телегах при перевозке хлеба, из них шили большие прочные мешки для переноса и хранения различных товаров. Позже власяницей (также вретищем) стали называть изделия, сшитые из верета, веретья — грубой ткани. Это была одежда самого простого кроя — туника, одежда в форме мешка с отверстиями для рук и головы, закрывавшая всё тело от плеч до колен и напоминавшая власяной плащ, который и по сей день носят бедуины на Востоке. Поскольку туника не была приталена, она обвязывалась поясом, сшитым из той же ткани или сплетённым из пряжи. Такой простой и удобный в носке крой одежды был распространён не только в Азии, но и в Европе. В Древнем Риме крой туники был усовершенствован, у неё появились рукава, мужчины носили туники под длинными накидками — тогами, а женщины надевали безрукавную тунику на тунику с рукавами. Это была одежда, которая постепенно приобрела особый иерархический смысл, например, сенаторы могли носить тунику с широкой пурпурной полосой, а остальные — с узкой, к тому же, гражданские туники были длиннее военных.

Со временем туника из повседневной одежды превратилась в ритуальную. Юные римлянки надевали длинные туники в день совершеннолетия и в день свадьбы, т. е. в момент прощания со старой жизнью, при переходе в новый статус. А израильтяне должны были носить власяницу, не снимая даже ночью, в знак траура по умершему близкому человеку, переходящему в мир иной. Так власяница стала символом покорности, её описание встречается в старинных религиозных текстах, где упоминается, что её носили древние пророки.

В Средние века в Европе власяница становится неотъемлемым атрибутом монашества и праведной жизни. Ношение жёсткой власяницы непосредственно на теле приводило к раздражению кожи, вызывало сильный зуд, появление глубоких ран и язв. Считалось, что таким образом, испытывая сильные физические муки и страдания, человек может искупить часть своих грехов ещё в земном существовании.

Известно, что Иоанн IV со времён пребывания в Александровой слободе (ныне г. Александров) носил рубаху-власяницу в дни Великого поста. Именно там, будучи человеком религиозным, Иван Грозный решил основать военное монашеское братство из опричников, написав соответствующий устав, провозгласив себя «игуменом», заботившемся о «чистоте истинной веры» своих иноков, сам исполнял многие монашеские обязанности, являя пример благочестия: звонил к заутрене, участвовал в хоровом пении на клиросе, молился во время многочасовой службы и читал Священное Писание за общей трапезой.

Со временем Александрова слобода превратилась в самый богатый город, царскую резиденцию, «опричный государев двор» с неприступной крепостью, с царскими палатами, окружённый рвом и валами, величественными каменными церквями и крупными улицами для купцов и государственных чиновников, приближённых воинов царя — опричников. Одевались опричники в тёмные монашеские одежды, а в знак преданности царю в «очищении православного царства» от изменщиков и врагов имели в своём снаряжении устрашающие собачьи головы и мётлы. Подобно ангелам небесного войска, они должны были отправить в ад грешные души противников и предателей царя, «выгрызть и вымести измену».

Суровый период опричнины стал символом жестокости, запомнился многочисленными опалами и бессудными казнями. Неслучайно в тематическом комплексе зала Исторического музея с власяницей размещён «Синодик опальных» — составленный по указанию царя Ивана Грозного в 1583 г. список для церковного поминовения лиц, пострадавших за годы его правления. Казнённым объявлялось прощение и полагалось щедрое пожертвование на помин души в крупных монастырях, для чего туда были отправлены многочисленные поминальные списки, где упоминались не только сами казнённые, но и члены их семей, в том числе и дети. Поминать их полагалось на литиях, литургиях и на панихидах во все дни церковных богослужений, совершалась также молитва о поминовении тех казнённых (указанных числом 10, 20, 50 человек), чьи имена не вошли в этот список: «Ты, господи, сам ведаешь имена их».

Власяница — истинное сокровище Исторического музея, поскольку является одним из немногих сохранившихся тканевых памятников второй половины XVI в. Происходит из Александровой слободы и, согласно преданию, принадлежала Ивану IV (1530–1584), великому князю московскому и первому венчанному царю всея Руси.

Автор — Елена Анисимова, методист ЭМО