Зачем шаману маска — Блог Исторического музея

Зачем шаману маска

Собрание Исторического музея насчитывает несколько миллионов памятников, которые происходят из разных уголков нашей необъятной страны. Благодаря этнографическим экспедициям и предметам, привезенным из них, можно многое узнать о народах, их верованиях и традициях. С территории Сибири происходят два таинственных предмета из железа,  на которых узкими прорезями и вдавливаниями попытались воссоздать глаза, рот и нос, имитируя таким образом человеческое лицо, чтобы изделие могло выступать в роли маски. Одна из масок покрыта точечными вдавливаниями, в очертаниях которых можно распознать тело: руки и ноги, а также головной убор.

Маска шамана. Конец XIX – начало XX вв. Сибирь
Маска шамана. Конец XIX – начало XX вв. Сибирь

К сожалению, точное место происхождения предметов неизвестно, а потому сложно сказать, какому народу Сибири принадлежали маски. Исследователи полагают, что эти маски использовали шаманы. О том, кто такие шаманы, почему они появились на территории Сибири и зачем им были нужны маски, и пойдёт речь далее.

Коренное население Сибири, к которому относятся чукчи, коряки, эскимосы, эвенки, удэгейцы и буряты, вплоть до XX в. было изолировано от внешнего мира, а потому на протяжении долгого времени хранило древние обычаи. Тесный контакт с окружающим миром вселял веру в духов животного и растительного миров, в возможность контакта с душами людей, которые могли поделиться мудростью минувших поколений. Человек, согласно этим представлениям, не противопоставлялся природе, а был ее частью. Возможность человека как составляющей единой мировой системы воздействовать на силы природы и прочих живых существ породила веру в силу особенных людей — шаманов. Кто же такие шаманы и на что они способны?

Сегодня слово «шаман» знакомо почти каждому, однако не всем известно, что это слово происходит из тунгусо-маньчжурских языков от глагола «са» — «знать». Согласно древним представлениям, которые берут начало еще в ранних формах религий, все пространство можно разделить на верхний мир (в языческих культурах это мир, заселенный богами), срединный мир —земной и мир нижний — загробный. Иногда мировое устройство может быть еще сложнее. Шаман —тот человек, который в ходе определенной практики «камлания» (ритуал общения с духами) способен совершать путешествия по всем мирам. Если люди сталкиваются с серьезными бедами (болезнь, смерть, кража и пр.), то причину несчастий объясняют недовольством духов. Тогда во всех подобных случаях именно шаман выступает в качестве посредника, пытается наладить контакт и восстановить привычный баланс. Быть шаманом очень сложно. Это целая профессия, сопровождаемая многими ограничениями и серьезной подготовкой. Известно, что порой шаманы имели столь высокое значение в обществе, что выступали в роли вождя рода или племени.

Якутский шаман призывает духов для излечения больного. Сандерс. 1803 г.
Якутский шаман призывает духов для излечения больного. Сандерс. 1803 г.

Костюм шамана играл большую роль в успешности проведения обрядов. Желательно, чтобы сам шаман готовил свой костюм, ведь лишь в этом случае можно ожидать помощи духов. Маска является одним из важнейших атрибутов шамана. Маски человек начал делать много столетий назад, нет проще способа скрыть свою личность, перевоплотиться в кого-то другого, придать себе новые силы. Создавали их из доступных материалов: дерева, кожи, тканей, рога и пр. Кованые маски из железа и жести, подобные тем, что хранятся в Историческом музее, приобрели популярность в XIX–XX вв. у эвенков. Со временем, однако, обряды все реже проводились в маске, но она обязательно присутствовала в помещении или крепилась к костюму.

Маска необходима шаману, поскольку позволяет скрыть его личность. Спрятавшийся под маской шаман не выделялся среди духов и таким образом мог найти с ними общий язык, ведь не все духи были настроены к пришельцу дружелюбно. На масках и других ритуальных атрибутах можно встретить целое изображение либо элементы духа-предка: животного, птицы, мифического персонажа.Подобные маски и атрибуты передавали силы выбранного покровителя владельцу или даже позволяли совершить перевоплощение. Шаманы часто превращались в волков, медведей, оленей, рыб, птиц.Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла».

Любопытный пример «перевоплощения» в птиц и животных был описан русско-немецким путешественником Герхардом Фридрихом (Фёдор Иванович) Миллером. Согласно наблюдениям путешественника, порой во время ритуала перехода между мирами шаман должен был имитировать крики водоплавающей птицы гагары. Водоплавающие птицы (гагары, утки, лебеди и пр.) с ранних этапов человеческой истории считаются существами-переходниками между мирами. Подобная птица, обитающая в среднем мире, в любой момент может, взлетев, отправиться в верхний мир, а нырнув, погрузиться в нижний. Часто шаманская атрибутика украшалась подобием лосиных или оленьих рогов, что связано с представлениями народов об устройстве мира и возможностями некоторых животных путешествовать между мирами.

Навершие с головного убора шамана в виде головы животного. Конец XIX – начало XX вв. Сибирь
Навершие с головного убора шамана в виде головы животного. Конец XIX – начало XX вв. Сибирь
Шаманская корона. Конец XIX – начало XX вв.Сибирь
Шаманская корона. Конец XIX – начало XX вв. Сибирь

В мифологии сибирских народов все части мироздания ассоциируются с живыми существами. Земля в этом случае воспринимается в качестве лосихи или самки оленя. Известна эвенкийская легенда, в которой упоминается небесный лось, похитивший у людей солнце. Герою-охотнику Мани пришлось подняться на небо, преследуя лося, чтобы вернуть солнце людям. Порой лось олицетворяет собой и подземный мир. Так, лось (олень) символизировал все части мироздания, а потому шаманы в своих обрядах перехода зачастую использовали настоящие или искусственные рога этого животного.

Памятники,связанные с шаманизмом, порой насчитывают несколько тысяч лет. Жемчужина Исторического музея — известный Галичский клад на момент обнаружения насчитывал 56 предметов. Комплекс был обнаружен в середине XIX в. недалеко от города Галича Костромской области. В клад входит небольшой маскоид (талисман-личина, который шаман носил на одежде для дополнительной защиты), украшенный фигурками медведя — хозяина леса — и человека.

Маска. Рубеж III–II тыс. до н. э.
Маска. Рубеж III–II тыс. до н. э.
Идол. Рубеж III–II тыс. до н. э.
Идол. Рубеж III–II тыс. до н.э.

 

Небольшой идол, как полагают ученые, может быть изображением шамана в процессе камлания: его ноги чуть согнуты, а лицо скрывает маска. Как мы сегодня выяснили, в процессе совершения ритуала перехода в мир духов маска была необходимым элементом, что и отразилось на древнем памятнике, которому более 4 тысяч лет.

Очевидно значимое место шаманизма на территории нашей страны на протяжении долгого времени. И сегодня в удаленных уголках нашей страны сохраняются древние традиции, которые стоит помнить и беречь.

 

Использованная литература:

  1. Иванов C.В. Маски народов Сибири. Л., 1975.
  2. Миллер Г.Ф. Языческие верования и обряды. Описание якутского обряда жертвоприношения / пер., вступ.статья А.Х. Элерта // Наука из первых рук. 2007. №6. С. 92–101.
  3. Элерт А.Х. По следам академического отряда Великой Северной экспедиции // Наука из первых рук. 2007. №6. С. 6–12.