Собрание Исторического музея насчитывает несколько миллионов памятников, которые происходят из разных уголков нашей необъятной страны. Благодаря этнографическим экспедициям и предметам, привезенным из них, можно многое узнать о народах, их верованиях и традициях. С территории Сибири происходят два таинственных предмета из железа, на которых узкими прорезями и вдавливаниями попытались воссоздать глаза, рот и нос, имитируя таким образом человеческое лицо, чтобы изделие могло выступать в роли маски. Одна из масок покрыта точечными вдавливаниями, в очертаниях которых можно распознать тело: руки и ноги, а также головной убор.
К сожалению, точное место происхождения предметов неизвестно, а потому сложно сказать, какому народу Сибири принадлежали маски. Исследователи полагают, что эти маски использовали шаманы. О том, кто такие шаманы, почему они появились на территории Сибири и зачем им были нужны маски, и пойдёт речь далее.
Коренное население Сибири, к которому относятся чукчи, коряки, эскимосы, эвенки, удэгейцы и буряты, вплоть до XX в. было изолировано от внешнего мира, а потому на протяжении долгого времени хранило древние обычаи. Тесный контакт с окружающим миром вселял веру в духов животного и растительного миров, в возможность контакта с душами людей, которые могли поделиться мудростью минувших поколений. Человек, согласно этим представлениям, не противопоставлялся природе, а был ее частью. Возможность человека как составляющей единой мировой системы воздействовать на силы природы и прочих живых существ породила веру в силу особенных людей — шаманов. Кто же такие шаманы и на что они способны?
Сегодня слово «шаман» знакомо почти каждому, однако не всем известно, что это слово происходит из тунгусо-маньчжурских языков от глагола «са» — «знать». Согласно древним представлениям, которые берут начало еще в ранних формах религий, все пространство можно разделить на верхний мир (в языческих культурах это мир, заселенный богами), срединный мир —земной и мир нижний — загробный. Иногда мировое устройство может быть еще сложнее. Шаман —тот человек, который в ходе определенной практики «камлания» (ритуал общения с духами) способен совершать путешествия по всем мирам. Если люди сталкиваются с серьезными бедами (болезнь, смерть, кража и пр.), то причину несчастий объясняют недовольством духов. Тогда во всех подобных случаях именно шаман выступает в качестве посредника, пытается наладить контакт и восстановить привычный баланс. Быть шаманом очень сложно. Это целая профессия, сопровождаемая многими ограничениями и серьезной подготовкой. Известно, что порой шаманы имели столь высокое значение в обществе, что выступали в роли вождя рода или племени.
Костюм шамана играл большую роль в успешности проведения обрядов. Желательно, чтобы сам шаман готовил свой костюм, ведь лишь в этом случае можно ожидать помощи духов. Маска является одним из важнейших атрибутов шамана. Маски человек начал делать много столетий назад, нет проще способа скрыть свою личность, перевоплотиться в кого-то другого, придать себе новые силы. Создавали их из доступных материалов: дерева, кожи, тканей, рога и пр. Кованые маски из железа и жести, подобные тем, что хранятся в Историческом музее, приобрели популярность в XIX–XX вв. у эвенков. Со временем, однако, обряды все реже проводились в маске, но она обязательно присутствовала в помещении или крепилась к костюму.
Маска необходима шаману, поскольку позволяет скрыть его личность. Спрятавшийся под маской шаман не выделялся среди духов и таким образом мог найти с ними общий язык, ведь не все духи были настроены к пришельцу дружелюбно. На масках и других ритуальных атрибутах можно встретить целое изображение либо элементы духа-предка: животного, птицы, мифического персонажа.Подобные маски и атрибуты передавали силы выбранного покровителя владельцу или даже позволяли совершить перевоплощение. Шаманы часто превращались в волков, медведей, оленей, рыб, птиц.Перевоплощение шамана в зверя у народов Сибири называется «ие-кыла».
Любопытный пример «перевоплощения» в птиц и животных был описан русско-немецким путешественником Герхардом Фридрихом (Фёдор Иванович) Миллером. Согласно наблюдениям путешественника, порой во время ритуала перехода между мирами шаман должен был имитировать крики водоплавающей птицы гагары. Водоплавающие птицы (гагары, утки, лебеди и пр.) с ранних этапов человеческой истории считаются существами-переходниками между мирами. Подобная птица, обитающая в среднем мире, в любой момент может, взлетев, отправиться в верхний мир, а нырнув, погрузиться в нижний. Часто шаманская атрибутика украшалась подобием лосиных или оленьих рогов, что связано с представлениями народов об устройстве мира и возможностями некоторых животных путешествовать между мирами.
В мифологии сибирских народов все части мироздания ассоциируются с живыми существами. Земля в этом случае воспринимается в качестве лосихи или самки оленя. Известна эвенкийская легенда, в которой упоминается небесный лось, похитивший у людей солнце. Герою-охотнику Мани пришлось подняться на небо, преследуя лося, чтобы вернуть солнце людям. Порой лось олицетворяет собой и подземный мир. Так, лось (олень) символизировал все части мироздания, а потому шаманы в своих обрядах перехода зачастую использовали настоящие или искусственные рога этого животного.
Памятники,связанные с шаманизмом, порой насчитывают несколько тысяч лет. Жемчужина Исторического музея — известный Галичский клад на момент обнаружения насчитывал 56 предметов. Комплекс был обнаружен в середине XIX в. недалеко от города Галича Костромской области. В клад входит небольшой маскоид (талисман-личина, который шаман носил на одежде для дополнительной защиты), украшенный фигурками медведя — хозяина леса — и человека.
Небольшой идол, как полагают ученые, может быть изображением шамана в процессе камлания: его ноги чуть согнуты, а лицо скрывает маска. Как мы сегодня выяснили, в процессе совершения ритуала перехода в мир духов маска была необходимым элементом, что и отразилось на древнем памятнике, которому более 4 тысяч лет.
Очевидно значимое место шаманизма на территории нашей страны на протяжении долгого времени. И сегодня в удаленных уголках нашей страны сохраняются древние традиции, которые стоит помнить и беречь.
Использованная литература:
- Иванов C.В. Маски народов Сибири. Л., 1975.
- Миллер Г.Ф. Языческие верования и обряды. Описание якутского обряда жертвоприношения / пер., вступ.статья А.Х. Элерта // Наука из первых рук. 2007. №6. С. 92–101.
- Элерт А.Х. По следам академического отряда Великой Северной экспедиции // Наука из первых рук. 2007. №6. С. 6–12.