Носили ли в старину русские девушки чёлки — Блог Исторического музея

Носили ли в старину русские девушки чёлки

Исторический музей насчитывает свыше 400 тысяч предметов из собрания тканей и костюма начиная с XVI в.: ткачество, вышивки, кружевоплетение, предметы церковного быта, городской костюм, военная униформа, детский костюм. Фонд одежды хранит историческую одежду XVI–XVIII вв., церковные облачения, русский народный костюм, модный городской костюм, включая головные уборы, обувь и такие аксессуары, как сумки, пояса, веера, зонты, трости XIX–XX вв., военную и гражданскую униформу XVIII–XX вв., костюмы народов Прибалтики, Поволжья, Кавказа, Средней Азии и Сибири.

Чёлка. Россия. Новгородская губ. Материал, техника: картон, дутые бусины под мелкий жемчуг, цветные стёкла, белый металл, золотный шнурок, шёлковая рубчатая ткань, бить, низание, шитьё битью
Чёлка. Россия. Новгородская губ. Материал, техника: картон, дутые бусины под мелкий жемчуг, цветные стёкла, белый металл, золотный шнурок, шёлковая рубчатая ткань, бить, низание, шитьё битью

Именно здесь можно увидеть чёлку. Чёлкой в старину называли не элемент причёски из волос, закрывающих лоб или часть лица, а девичий головной убор. Женщины и девушки обязательно носили не только разные причёски, но и разные головные уборы, сильно отличающиеся друг от друга. И женщины, и девушки носили длинные волосы, но у девушки была одна коса, сплетённая из волос, зачёсанных назад, а замужние женщины носили две косы, сплетённые из волос, разделённых на прямой пробор и свитых на затылке. Девушки не скрывали волосы под головным убором. «Коса — девичья краса» была не только предметом гордости каждой девушки, но и служила своеобразным опознавательным знаком. По ней, а точнее по ленте в косе, можно было определить, свободна девушка или нет. Если коса без ленты — девушка свободна, если одна лента — у неё есть жених и она ожидает сватов, а если две ленты, то жених не только найден, но и уже засланы сваты по предварительному одобрению родителей. Для женщин было обязательным требованием ходить с покрытой головой даже дома. Показать непокрытую голову считалось позорным, отсюда и выражение «опростоволосилась», то есть опозорилась.

Ещё древние славяне придавали волосам сакральное значение, считали, что через волосы тело черпает силу Солнца и Земли, предков и богов, жизненную энергию и мудрость. Головной убор был своеобразным оберегом, защитой от злых сил, поэтому основу его составляли круг или полукруг — символ Солнца. Круглые — чёлки, венцы, коруны, полукруглые — повязки, ленты и др.

Девичий головной убор входил в сложный наряд девушки на выданье и доступен был не каждой. Только в богатой семье родители могли сделать дочери такой дорогой подарок, доставался он обычно старшей из дочерей и был частью её приданого. Одним из самых красивых головных уборов является чёлка (от древнерусского «чело» — лоб) — высокий головной убор цилиндрической формы на основе из проволочного обруча с высокой лобной частью. Ажурная чёлка с картонной основой богато украшалась золотным шитьём, серебром, шелками и жемчужным низанием. «Низать» жемчугом означает собирать несколько жемчужин, подходящих по размеру на проволоку, нитку или конский волос и расшивать жемчужной нитью заранее нанесённые на ткань узоры. Шитьё жемчугом также называли саженьем, способы низанья были различными: прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками, в шахматы, в одну или несколько нитей.

Жемчуг называли перлом (от латинского «перл» — жемчужная раковина), крупные жемчужины — зёрнами, а мелкие — весом. Речной жемчуг на Руси могли позволить себе не только цари, бояре, купцы, но и крестьяне. На Руси было известно более 200 рек, где добывался жемчуг. Иностранцы называли речной жемчуг русским камнем, сохранились записи путешественника барона Гакстгаузена 40-х гг. XIX в., в которых написано, что есть губернии, как, например, Нижегородская, в которой «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин». Жемчуг, добытый из живого существа, был символом вечной жизни, плодородия, украшал головной убор девушки или новобрачной, был символом чистоты и невинности. Чёлки также украшались самоцветами, дутыми стеклянными бусами под жемчуг или бисером, цветным стеклом. Сзади крепился широкий шёлковый бант, длинные концы которого свисали вниз.

Чёлка — девичий головной убор. Россия. 1-я пол. XIX в. Материал, техника: бумага, мелкие дутые бусины под жемчуг, цветные стёкла, металл, льняной шнур, низание (саженье).
Чёлка — девичий головной убор. Россия. 1-я пол. XIX в. Материал, техника: бумага, мелкие дутые бусины под жемчуг, цветные стёкла, металл, льняной шнур, низание (саженье).

Не менее нарядный вид имели девичьи венцы, особенно городчатые. Город в средневековье — поселение, окружённое крепостной стеной. Такие венцы также называли «венец теремчат», то есть с теремами. К основе (обручу) крепились с наклоном наружу зубчатые выступы, отдалённо напоминающие зубцы крепостной стены или очертания терема. Поверхность венца украшалась золотным шитьём, вышивкой, жемчугом, камнями, перламутром, блёстками, фольгой, битью, канителью. Известно, что «венец с каменьи и с жемчуги» украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, супруги Петра I.

Венец девичий. Россия. Архангельская губ. Середина XVIII в. Материал, техника: колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стёкла, ленты шёлковые, низание.
Венец девичий. Россия. Архангельская губ. Середина XVIII в. Материал, техника: колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стёкла, ленты шёлковые, низание.

Особенно торжественный, праздничный свадебный головной убор — коруна. Её основу составляли такие дорогие ткани, как тафта, репс, декорированные золотным шитьём, перламутровыми плашками, белым и цветным бисером, стеклярусом и фольгой. Как и предыдущие девичьи уборы, коруна должна была не только украшать голову девушки, но показывать женихам богатство семьи невесты и способствовать выгодному замужеству.

Коруна — девичий головной убор. Россия. Архангельская губ. XIX в. Материал, техника: тафта, репс, фольга, галун, золотные нити, бить, цветные стёкла, перламутр, перламутровые плашки, золотное шитьё, саженье.
Коруна — девичий головной убор. Россия. Архангельская губ. XIX в. Материал, техника: тафта, репс, фольга, галун, золотные нити, бить, цветные стёкла, перламутр, перламутровые плашки, золотное шитьё, саженье.

Наиболее распространённый девичий головной убор — повязка, сшитая из широкой полоски льняной или хлопчатобумажной ткани, держащаяся на голове девушки при помощи длинных широких шёлковых лент, пришитых к краям повязки и завязанным сзади. Повязка обшивалась снаружи бархатом, шёлком или галуном (тесьмой), недорогой парчой (позументом). Украшалась повязка жемчугом или цветным стеклом и дополнялась понизью в виде сетки или бахромы, плетёной из мелкого жемчуга или бисера, нанизанного на конский волос.

Повязка — девичий головной убор. Россия. 1-я пол. XIX в. Материал, техника: ткань шёлковая, тафта, бахта, галун золотный, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стёкла, металл, низание.
Повязка — девичий головной убор. Россия. 1-я пол. XIX в. Материал, техника: ткань шёлковая, тафта, бахта, галун золотный, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стёкла, металл, низание.

Ещё один девичий головной убор — лента. Ленты шились из куска шёлка или парчи, сложенной в виде ленты, и обвивали лоб девушки. Лента была похожа на повязку и украшалась подобным образом.

Лента. Россия, г. Ярославль. 2-я пол. XVIII в. Материал, техника: шёлк узорный, набойка двух видов, золотный галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стёкла, жёлтый металл, низание.
Лента. Россия, г. Ярославль. 2-я пол. XVIII в. Материал, техника: шёлк узорный, набойка двух видов, золотный галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стёкла, жёлтый металл, низание.

Украса — более колоритный головной убор, в котором особое внимание уделялось украсам, то есть декору, который был в основном орнаментальным. В декоре использовались геометрические мотивы: розетки, ромбы, кресты, вышитые золотной, шёлковой и шерстяной нитями. Для отделки украсы также использовалась бахрома, а сзади на бант завязывались шёлковые ленты.

Украса, девичий головной убор. Россия. Тульская губ. Середина XIX в. Материал, техника: галун, бахрома и нити золотные, ленты шёлковые, блёстки металлические, нитки шерстяные.
Украса, девичий головной убор. Россия. Тульская губ. Середина XIX в. Материал, техника: галун, бахрома и нити золотные, ленты шёлковые, блёстки металлические, нитки шерстяные.

«Ленка» — простой и очень яркий девичий головной убор из полосы шёлковой ткани или позумента, проклеенной с картоном, украшенной спереди бисером и блёстками, а сзади многочисленными длинными разноцветными лентами и тесьмой.

«Ленка» — девичий головной убор. Россия. Тамбовская губ., Вторая половина XIX в. Материал, техника: шёлковые ленты, золотные нити и бахрома, блёстки, бисер, хлопчатобумажная тесьма, шерстяной шнурок, золотное шитьё, саженье.
«Ленка» — девичий головной убор. Россия. Тамбовская губ., Вторая половина XIX в. Материал, техника: шёлковые ленты, золотные нити и бахрома, блёстки, бисер, хлопчатобумажная тесьма, шерстяной шнурок, золотное шитьё, саженье.

Самыми простыми девичьими головными уборами были ленда — убор в виде сетки из жемчуга или бисера, низанных на конский волос, и лентка — убор из полосы кумача.

По старинному обычаю девушки могли распустить волосы, надев девичий головной убор, когда шли под венец. Иногда невест накрывали покрывалом, а после свадебного застолья девушки могли собрать волосы, вплетая в них ленты и украсить косником или накосником.

Косники были разной формы: круглые, сердечком, но чаще это был треугольник. Косники шились из ткани, а для жёсткости использовали картон или холст. С обеих сторон косник расшивался нитями, украшался жемчугом, колотым перламутром, цветными стёклами, бисером, фольгой, обшивался бахромой или золотным кружевом. Крепился косник к волосам шнурком через петлю. Косник украшал праздничный наряд девушки и придавал законченность её праздничному образу в целом.

Косник. Россия. 2-я половина XVIII в. Материал, техника: шёлк с золотной нитью, парча, золотное кружево, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стёкла, металл, канитель, низание.
Косник. Россия. 2-я половина XVIII в. Материал, техника: шёлк с золотной нитью, парча, золотное кружево, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стёкла, металл, канитель, низание.

Автор — Елена Анисимова, методист ЭМО