Исторический музей насчитывает свыше 400 тысяч предметов из собрания тканей и костюма начиная с XVI в.: ткачество, вышивки, кружевоплетение, предметы церковного быта, городской костюм, военная униформа, детский костюм. Фонд одежды хранит историческую одежду XVI–XVIII вв., церковные облачения, русский народный костюм, модный городской костюм, включая головные уборы, обувь и такие аксессуары, как сумки, пояса, веера, зонты, трости XIX–XX вв., военную и гражданскую униформу XVIII–XX вв., костюмы народов Прибалтики, Поволжья, Кавказа, Средней Азии и Сибири.
Именно здесь можно увидеть чёлку. Чёлкой в старину называли не элемент причёски из волос, закрывающих лоб или часть лица, а девичий головной убор. Женщины и девушки обязательно носили не только разные причёски, но и разные головные уборы, сильно отличающиеся друг от друга. И женщины, и девушки носили длинные волосы, но у девушки была одна коса, сплетённая из волос, зачёсанных назад, а замужние женщины носили две косы, сплетённые из волос, разделённых на прямой пробор и свитых на затылке. Девушки не скрывали волосы под головным убором. «Коса — девичья краса» была не только предметом гордости каждой девушки, но и служила своеобразным опознавательным знаком. По ней, а точнее по ленте в косе, можно было определить, свободна девушка или нет. Если коса без ленты — девушка свободна, если одна лента — у неё есть жених и она ожидает сватов, а если две ленты, то жених не только найден, но и уже засланы сваты по предварительному одобрению родителей. Для женщин было обязательным требованием ходить с покрытой головой даже дома. Показать непокрытую голову считалось позорным, отсюда и выражение «опростоволосилась», то есть опозорилась.
Ещё древние славяне придавали волосам сакральное значение, считали, что через волосы тело черпает силу Солнца и Земли, предков и богов, жизненную энергию и мудрость. Головной убор был своеобразным оберегом, защитой от злых сил, поэтому основу его составляли круг или полукруг — символ Солнца. Круглые — чёлки, венцы, коруны, полукруглые — повязки, ленты и др.
Девичий головной убор входил в сложный наряд девушки на выданье и доступен был не каждой. Только в богатой семье родители могли сделать дочери такой дорогой подарок, доставался он обычно старшей из дочерей и был частью её приданого. Одним из самых красивых головных уборов является чёлка (от древнерусского «чело» — лоб) — высокий головной убор цилиндрической формы на основе из проволочного обруча с высокой лобной частью. Ажурная чёлка с картонной основой богато украшалась золотным шитьём, серебром, шелками и жемчужным низанием. «Низать» жемчугом означает собирать несколько жемчужин, подходящих по размеру на проволоку, нитку или конский волос и расшивать жемчужной нитью заранее нанесённые на ткань узоры. Шитьё жемчугом также называли саженьем, способы низанья были различными: прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками, в шахматы, в одну или несколько нитей.
Жемчуг называли перлом (от латинского «перл» — жемчужная раковина), крупные жемчужины — зёрнами, а мелкие — весом. Речной жемчуг на Руси могли позволить себе не только цари, бояре, купцы, но и крестьяне. На Руси было известно более 200 рек, где добывался жемчуг. Иностранцы называли речной жемчуг русским камнем, сохранились записи путешественника барона Гакстгаузена 40-х гг. XIX в., в которых написано, что есть губернии, как, например, Нижегородская, в которой «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин». Жемчуг, добытый из живого существа, был символом вечной жизни, плодородия, украшал головной убор девушки или новобрачной, был символом чистоты и невинности. Чёлки также украшались самоцветами, дутыми стеклянными бусами под жемчуг или бисером, цветным стеклом. Сзади крепился широкий шёлковый бант, длинные концы которого свисали вниз.
Не менее нарядный вид имели девичьи венцы, особенно городчатые. Город в средневековье — поселение, окружённое крепостной стеной. Такие венцы также называли «венец теремчат», то есть с теремами. К основе (обручу) крепились с наклоном наружу зубчатые выступы, отдалённо напоминающие зубцы крепостной стены или очертания терема. Поверхность венца украшалась золотным шитьём, вышивкой, жемчугом, камнями, перламутром, блёстками, фольгой, битью, канителью. Известно, что «венец с каменьи и с жемчуги» украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, супруги Петра I.
Особенно торжественный, праздничный свадебный головной убор — коруна. Её основу составляли такие дорогие ткани, как тафта, репс, декорированные золотным шитьём, перламутровыми плашками, белым и цветным бисером, стеклярусом и фольгой. Как и предыдущие девичьи уборы, коруна должна была не только украшать голову девушки, но показывать женихам богатство семьи невесты и способствовать выгодному замужеству.
Наиболее распространённый девичий головной убор — повязка, сшитая из широкой полоски льняной или хлопчатобумажной ткани, держащаяся на голове девушки при помощи длинных широких шёлковых лент, пришитых к краям повязки и завязанным сзади. Повязка обшивалась снаружи бархатом, шёлком или галуном (тесьмой), недорогой парчой (позументом). Украшалась повязка жемчугом или цветным стеклом и дополнялась понизью в виде сетки или бахромы, плетёной из мелкого жемчуга или бисера, нанизанного на конский волос.
Ещё один девичий головной убор — лента. Ленты шились из куска шёлка или парчи, сложенной в виде ленты, и обвивали лоб девушки. Лента была похожа на повязку и украшалась подобным образом.
Украса — более колоритный головной убор, в котором особое внимание уделялось украсам, то есть декору, который был в основном орнаментальным. В декоре использовались геометрические мотивы: розетки, ромбы, кресты, вышитые золотной, шёлковой и шерстяной нитями. Для отделки украсы также использовалась бахрома, а сзади на бант завязывались шёлковые ленты.
«Ленка» — простой и очень яркий девичий головной убор из полосы шёлковой ткани или позумента, проклеенной с картоном, украшенной спереди бисером и блёстками, а сзади многочисленными длинными разноцветными лентами и тесьмой.
Самыми простыми девичьими головными уборами были ленда — убор в виде сетки из жемчуга или бисера, низанных на конский волос, и лентка — убор из полосы кумача.
По старинному обычаю девушки могли распустить волосы, надев девичий головной убор, когда шли под венец. Иногда невест накрывали покрывалом, а после свадебного застолья девушки могли собрать волосы, вплетая в них ленты и украсить косником или накосником.
Косники были разной формы: круглые, сердечком, но чаще это был треугольник. Косники шились из ткани, а для жёсткости использовали картон или холст. С обеих сторон косник расшивался нитями, украшался жемчугом, колотым перламутром, цветными стёклами, бисером, фольгой, обшивался бахромой или золотным кружевом. Крепился косник к волосам шнурком через петлю. Косник украшал праздничный наряд девушки и придавал законченность её праздничному образу в целом.
Автор — Елена Анисимова, методист ЭМО