Фортепиано из собрания ГИМ

В собрании Государственного исторического музея хранится уникальное фортепиано с вертикальным расположением струн, относящееся к периоду конца XVIII в., выполненное во Франции. Подобные инструменты были характерным предметом интерьеров домов и музыкальных салонов, где им отводилось особое место.

Инструмент из коллекции ГИМ по своему внешнему виду напоминает шкаф. Фанеровка его выполнена из тополя; он украшен фрагментами черного дерева и золочеными металлическими накладками. Его конструктивные особенности характерны для последнего десятилетия XVIII в.

Фортепьяно. Первая половина XIX века
Фортепьяно. Первая половина XIX века

В упомянутый временной период пришедшая к власти буржуазия предает осуждению все, что было характерно для «старой» Франции. Художники стремятся к созданию нового, более строго стиля. Предметы обретают упрощенные формы, а также украшаются накладками символического характера. Вопрос о том, кто именно проектировал форму инструмента, пока остается открытым, но судя по уровню мастерства, с которым выполнен инструмент, его проект относится к образцам столичных мастерских.
Механизм инструмента был выполнен на фирме братьев Эрар в Париже. Сам основатель фирмы, Себастьян Эрар, был сыном столяра.

С 1768 г. он обучался в мастерской по изготовлению клавесинов и достиг больших успехов; в 1777 г. — построил свое первое фортепиано. В эти же годы им вместе с братом была организована фабрика по производству фортепиано в Париже. Сложная политическая ситуация во Франции заставила его летом 1786 г. покинуть Париж и обосноваться в Лондоне, где он также открыл фабрику. На родину мастер вернулся в 1796 г. В дальнейшем фирма братьев Эрар поставляла инструменты для резиденций членов семей Наполеона в различных странах Европы.

С торцевых сторон фортепиано расположены бронзовые металлические накладки с профильным изображением Наполеона и надписью на французском языке General Buonaparte (Генерал Буонапарте). Декоративное оформление инструмента выдержано в классицистическом стиле, характерном для эпохи Директории. Указанные накладки и послужили основанием для атрибуции данного предмета.

Иконография Бонапарта на накладке относится к концу XVIII в. Император выглядит здесь очень юным — таким, каким он был на момент получения генеральского чина в 1793 г. после взятия Тулона; после разгрома мятежа роялистов он становится дивизионным генералом — сама надпись General Buonanarte свидетельствует об этом. Фамилия Бонапарта написана еще с использованием «u» (Buonaparte) — так, как она и звучала до 1796 г. Изменение фамилии связано с желанием Наполеона скрыть свое итальянское происхождение. На более поздних изображениях написание фамилии осуществлялось именно в этом варианте; а начиная с 1804 г. портреты Бонапарта в лавровом венке сопровождаются надписью, обозначающей титул императора.

Таким образом, становится очевидным, что в Государственном Историческом музее хранится уникальный памятник, отражающий не только изменения, происходившие в декоративно-прикладном искусстве, в области музыкальной культуры, но и тесно связанный с историческими событиями, происходившими во Франции в конце XVIII столетия.