В Историческом музее хранится богатая коллекция портретов молодых людей в модных костюмах XIX столетия. В ту эпоху особая популярность распространялась на фраки, сюртуки, а также на один любопытный предмет одежды, который подчёркивал элегантность стиля молодого человека. Если обратиться к мужским портретам из собрания музея, то на большинстве из них запечатлён самый модный мужской аксессуар своего времени, впервые появившийся ещё в древности и, вероятно, служивший символом высокого социального статуса и благородства его обладателя. Считалось, что этот аксессуар придавал моднику более совершенный и величавый вид. Кроме того, мужской костюм в XIX веке стал приобретать не характерные для предыдущего столетия строгость и простоту. Именно к этому аксессуару обращались модники, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Речь идёт о галстуке.
Галстуки, представленные на портретах из коллекции Исторического музея, отличаются от современных и напоминают, скорее, шейные платки. С XVII века галстук служит ярким предметом одежды и распространяется среди людей военных и политиков. В XIX веке становится модным акцентом и неотъемлемым аксессуаром, сохраняя своё значение в мужском гардеробе по сей день.
В XIX веке шейный платок представлял собой прямоугольный кусок материи размером от 70 до 150 см, который складывали до требуемой ширины и особым образом завязывали на шее. В качестве ткани для изготовления платка чаще всего использовался батист или тонкое полотно. Завязывание галстука требовало особого мастерства. Английский писатель и поэт Оскар Уайльд считал, что хорошо завязанный галстук — это первый важный шаг в жизни мужчины. Чтобы умело завязать галстук, моднику могло понадобиться несколько часов. Стольким свободным временем располагали немногие, поэтому работающие люди пользовались готовыми галстуками, имевшими жёсткую накрахмаленную основу; сзади концы готового галстука фиксировались с помощью крючков. Истинные модники, разумеется, готовые галстуки не носили.
Постепенно стали появляться самые разные издания инструкций и руководств, посвящённых фасонам галстуков (их могло быть около 40). Действительно, умение правильно завязать галстук было настоящим искусством. В «Правилах светского обхождения о вежливости» 1829 года можно прочесть:
«Галстук, неудачно повязанный с первого разу, должен быть отослан без жалости к прачке. Он никуда больше не годился, точно так как подогретый обед».
Можно заметить, что на представленных портретах галстуки отличаются разнообразием цветовой гаммы и способом завязывания. По одному лишь галстуку можно было многое узнать о человеке: каков его статус, на какое мероприятие он направляется, даже в каком настроении пребывает.
В зависимости от способа завязывания у галстуков были свои особые названия. Одним из самых модных и самых трудных для завязывания был фасон «гордиев узел». Развязать его было невозможно, узел приходилось перерезать, поэтому если модник хотел носить такой галстук каждый день, ему необходимо было иметь как минимум 365 платков.
Узел галстука должен был соответствовать «лицам, месту и времени», как и его цвет. Цвет галстука зависел от сезона, настроения, характера того или иного мероприятия. Белый цвет предназначался для балов, розового цвета был «галстук любви». В марте носили галстук сизого цвета, в сентябре –– цвета беловатых трюфелей. Чёрный же галстук могли себе позволить самые уверенные в себе мужчины. Поскольку чёрный цвет акцентировал внимание на лице, кожа должна была быть идеальной.
Пусть галстук был дорогим, не всегда практичным и удобным аксессуаром, однако он являлся отражением своей эпохи. И по сей день галстук играет важную роль в мужском костюме, подчёркивая индивидуальность, стиль и статус его владельца.
Источники:
– Виноградова Н.М. Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века. М.: Исторический музей, 2017.
– Правила светского обхождения о вежливости. М.: тип. Н. Степанова при Имп. Театре, 1829 г. (http://ocherk.org/79915/index.html)
- Уайльд Оскар. Женщина, не стоящая внимания. М.: Азбука, 2011 г.