Среди памятников древнерусской письменности особое место занимают лечебники и травники, иначе — зельники. В зале № 20 постоянной экспозиции Исторического музея находится один из них. Далее речь пойдёт о книге «Прохладный Вертоград».
Этот сборник был переведён на русский язык с польского Симеоном Полоцким для дочери царя Алексея Михайловича царевны Софьи и носит наименование: «Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих» [1]. Существует несколько редакций «Прохладного Вертограда». С течением времени сборник подвергался изменениям. Те его части, которые казались устаревшими, отбрасывались, вносились более новые и актуальные, по мнению русского переписчика, лечебные сведения [2].
Книга содержит сведения о лечении болезней всеми доступными для того времени методами. Благодаря ней современный человек может получить представление о медицине XVI–XVII вв.
По книге «Прохладный Вертоград» проходили обучение в первой русской школе лекарей, учреждённой царём Алексеем Михайловичем. Ученики этой школы, окончив её («уходя на свои харчи»), распространяли «Прохладный Вертоград» по Руси. До наших дней дошло около сотни экземпляров «Вертограда», большей частью рукописных. Эта книга стала одним из самых популярных медицинских сочинений, поскольку все сведения в ней систематизированы. Большая часть «Вертограда» посвящена описанию целительных свойств различных растений, продуктов питания, минералов и других веществ. В ней также рассказывается об их применении в гигиенических и врачебных целях. Ниже приведём примеры, которые ярко характеризуют уровень медицины того времени.
О мёде:
«Мед имеет силу многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней: на раны смрадные способляет, очам затмение отдаляет, живот облягчает, кашляющим помогает, ядовитое укушение лечит, легким и всем суставам внутренним несказанное есть лекарство».
О куриных яйцах:
«Белок яичный кладут в лекарство на всякое боление, где гноение и всякие раны подкожные. Яичный белок холодит, а желток согревает».
О пшенице:
«Пшеница есть пристоящая пища естеству человеческому. Хлеб пшеничный питательнее ржаного и пристоит его ясти нездоровым людем, понеже силу подает и добрые крови творит».
О цапле:
«Кто молодую чаплю ест, тому очи болеть не станут. Пупок чаплин против всякого яду пособляет».
В этом старинном лечебнике описаны и широко распространённые тогда суеверия:
«Сердце совиное аще кто приложит, к жене спящей, к левому боку, тогда сама на себя все выскажет. <…> Кожа собачья, около руки оберчена, коросту лечит».
Каждому драгоценному камню приписывалось какое-нибудь чудодейственное свойство:
«Яхонт при себе кто носит — снов лихих не увидит. <…> Бирюза, коль человек с коня спадет, охраняет ево от расшибения. <…> Тумпаз (топаз) кто при себе носит — гнев человечий и похоти телесные унимает. Если тумпаз в кипящую воду положить, то вода кипеть перестает, и назад ево можно голой рукой взять, и то испытано неким мудрецом во французской земле, в граде Париже».
Особенно интересно «Указание, как себя всякому человеку во время морового поветрия беречь», поскольку рекомендации того времени во многом актуальны и сегодня. Под «моровым поветрием» ранее подразумевали главным образом чуму. Автор писал, что моровое поветрие, как и другие вирусы, бывает чаще всего осенью, ибо «летом воздух нездоровый горячестью солнечной очищается».
Рекомендовалось:
«… на ветер не ходити, а сидети в избе теплой, топленой, и окон не открывати; курити полынем и можжевеловыми дровами, и листвием рутовым и дубовым; в баню и на беседы не ходити. А к больному как войти, тогда во рту держати дягилево корение, которое в уксусе лежало винном, и ноздри уксусом же помазывати».
Таким образом, наши предки уже имели понятие об антисептике и боролись с инфекцией как могли: «А где бывает мор, и в тех местах человеку не надобе ходити, и дух в себе задерживати крепко».
Вот и ещё один совет, который остаётся важным и в наше непростое время:
«… в том граде (где свирепствует моровое поветрие) не жити, а отходити далеко, верст двадесять и более, и искати места здорового и воздуха чистого, или в лесех в то время проживати, чтобы ветр тлетворный не умертвил человека».
Благодаря лечебнику «Прохладный Вертоград» сегодня мы можем составить представление о том, какой была медицина три столетия назад.
Использованная литература:
- Вертоград Прохладный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. СПб., 1892. Т. VI. С. 56.
- Груздев В.Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 29. № 8–14. С. 343–348.
Автор — О. А. Ткачевская, методист I категории отдела образовательных проектов и мероприятий