В зале Исторического музея, посвящённом древнерусским городам, можно увидеть две чёрные кожаные маски, датируемые XIII веком.
Подобных масок в мире известно всего семнадцать штук. Одна из них была найдена во время раскопок в польском городе Ополе, остальные обнаружены на территории России: тринадцать масок в Новгороде, две в Твери, одна во Владимире.
Специалисты подразделяют их на три вида: антропоморфные, то есть изображающие человеческие лица, зооморфные с острыми звериными ушами и смешанные (их больше всего), представляющие не то животных, не то людей, а скорее всего, неких фантастических, мифологических персонажей.
На некоторых масках сохранились следы пришитых к ним бород, усов и бровей, на некоторых заметны следы краски.
Исследователи установили, что одна часть масок надевалась непосредственно на лицо и крепилась с помощью завязок, другая часть была прибита к деревянной основе с рукоятью, чтобы держать маску в руках.
Обе маски из Исторического музея антропоморфные. Одна из них имеет строгое, даже мрачноватое выражение, вторая весело «улыбается». Примечательно, что из всех семнадцати известных масок «улыбается» только она одна.
Кому же могли принадлежать эти маски и каково было их назначение?
Долгое время считалось, что в них выступали древнерусские бродячие актёры — скоморохи. Однако Б. Б. Овчинникова и Е. В. Копнина в статье «Маски и их роль в средневековой культуре Новгорода» пишут: «Безусловно, полностью исключить вариант использования ими (скоморохами) масок для увеселения народа в этот ранний период мы не можем, но в то же время пока нет ни одного факта, прямо подтверждающего эту гипотезу. Более того, внешний вид маски в большинстве случаев мог скорее напугать, чем насмешить, что противоречит общепринятому представлению об увеселительной роли скоморохов. Скомороху для общения с миром не требовалось от него закрываться, скорее наоборот, и поэтому ему была нужна живая мимика».
Тем не менее, само название скоморохов некоторые производят от слова «маскарас», которое посредством перестановки букв превратилось в «скамарас», а затем в «скоморох».
Объяснить это противоречие можно, попытавшись выяснить, кто же такие на самом деле скоморохи и заключался ли смысл их деятельности только в увеселении. Общеизвестно, что скоморохи во времена Древней Руси ходили по городам и сёлам, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали комические сценки, показывали фокусы и акробатические трюки, водили «учёных» медведей, пели весёлые нелепицы — «скоморошины». Например, такую:
Как посреди моря синего
Вырастал могучий дуб.
Как на том дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых детушек — поросятушек.
Как по чисту полю корабль бежит,
На резной корме серый волк стоит,
А лисица ему путь указывает:
«Ты хоть вправо держи, ты хоть влево держи».
А по синему небу медведь летит…
В истории культуры хорошо известно такое удивительное явление: наряду с представлением об устойчивом, построенном по принципу разума и гармонии мире, у всех народов существует представление и о другом — альтернативном «перевёрнутом» мире, в котором свободно гуляют первобытные стихии, не связанные законами человеческого общества, нарушаются все правила и запреты, каждая вещь превращается в свою противоположность. И скоморохи, скорее всего, были олицетворением этого пугающего и одновременно притягивающего мира.
В одной плясовой скоморошьей песне прямо говорится о «выворачивании» мира наизнанку, смене ролей чёрного и белого:
Поскакать бы, поплясать с колокольчиками,
С колокольчиками, болобольчиками,
Ах, станем говорить, выговаривати,
Черно на бело выворачивати.
Кроме того, многие исследователи связывают скоморохов ещё и с миром древних языческих обрядов. Существует версия, что скоморошьи песни и пляски восходят к ритуальным действиям, направленным на общение с богами и духами. Известно, что жрецы и шаманы часто использовали маски. В некоторых случаях, чтобы уподобиться какому-либо сверхъестественному существу, в некоторых, чтобы скрыть своё лицо и избежать опасности, которой подвергается человек, вторгающийся в мир богов и духов. Если это так, то маски скоморохов имели не развлекательное (они могли напугать, нежели насмешить), а магическое значение.
Связь скоморохов с язычеством косвенно подтверждается гонениями, которым подвергались скоморохи со стороны православной церкви. Во многих церковных поучениях скоморохи называются «порождением сатаны». Так, в одной из церковных книг XV века говорится: «Умыслил сатана, как отвратить людей от церкви и, собрав бесов, преобразил в человеков», которые ходят по городам, «одни бияху в бубны, другие… в сопели сопяху».
В XVII веке при Алексее Михайловиче скоморохи царским указом были объявлены вне закона. Находившийся в то время в России секретарь голштинского посольства Адам Олеарий писал, что в Москве был произведён повальный обыск, отобраны все музыкальные инструменты, на пяти возах вывезены за Москву реку и сожжены.
Несмотря на все запреты, в народе скоморошьи традиции сохранялись очень долго, а яркий, противоречивый образ скомороха до сих пор вызывает интерес и у специалистов, и у широкой публики.
Семнадцать чёрных масок хранят загадочную серьёзность, и только одна, та, что представлена в экспозиции Исторического музея, весело «улыбается».
Использованная литература:
- Овчинникова Б.Б., Копнина Е.В. Маски и их роль в средневековой культуре Новгорода // Новгородская Русь: Историческое пространство и культурное наследие: Сб. научных трудов. Екатеринбург, 2000. С. 118–134.
- Юрков С.Е. «Смеховая» сторона антимира: скоморошество // Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI – начало XX вв.). СПб., 2003. С. 36–51.