В экспозиции музея «Палаты бояр Романовых» находятся две маленькие туфельки, которые привлекают внимание посетителей. Это женские туфли «муль» начала XVIII века — модная обувь богатых горожанок для выходов. Остроносая туфля выкраивалась одинаковой на левую и правую ногу, имела высокий каблук и прочную подметку, обтянутую кожей. Откуда же пришла в Россию мода на туфли «муль»?
Название как и фасон туфель заимствованы у французов. Похожая обувь с закрытым мыском без пятки была известна в Древнем Риме; туфли шили для знатных мужчин из дорогой красной или фиолетовой кожи. Приходя в гости, аристократы разувались и демонстрировали всем свои красивые и непрактичные туфли, которые стали ассоциироваться с их обладателями. Любители открытых туфель увлекались философией и вели продолжительные беседы. Сначала самих модников, а затем и их обувь стали называть «mulleus», что в переводе с латыни означает «мыслитель».
В Средние века европейцы шили остроносые мюли из кожи и ткани, носили их как женщины, так и мужчины. Во Франции туфли были особенно популярны, местные аристократки украшали мюли блестящим шитьём, загнутыми носами, помпонами и пухом. Страна к XVIII в. стала законодательницей мод, и французская версия мюлей стала распространяться в Европе.
Европейская обувная мода проникла в Россию в начале ΧVIII в. Тогда в крупных городах появляются новинки – туфли «муль» без задника. Необычный предмет был найден при раскопках некрополя Знаменского монастыря в Москве, в Зарядье: кожаная туфелька с верхом из парчи и камки начала ΧVIII в. Туфелька имеет характерный французский каблук; он обтянут кожей с широкой вершиной под пяткой, узкой «талией» посередине и расширенным основанием.
Этот факт, а также отсутствие задника наряду с украшением мыска позволяет определить данную вещь как туфельку фасона «муль». Археологическая находка косвенно подтверждает распространение модной обуви среди москвичей.
В чём секрет прочности и хорошей сохранности этой туфельки? Рассмотрим технологические особенности пошива туфель «муль». Между верхом и подошвой установлена кожаная платформа, которая защищала от перегибания и деформации середину туфли. Тканый верх пришивался к платформе с изнанки, затем выворачивался и формовался по колодке. Платформу, верх и каблук соединяла подошва, швы после её прикрепления прятали. Каблук из-за наличия платформы и широкой пяточной части не казался высоким. Для запаса прочности туфли подбивали металлическими набойками или гвоздями. Шитье туфель «муль» было кропотливой и сложной работой. В конце концов, получалась прочная и одновременно изящная, легкая туфелька. Она «садилась» по ноге и плотно облегала ступню.
Верх обуви могли заполнить золотной вышивкой, которая традиционно украшала русский костюм в ΧVI-XVII вв. Вышитая туфелька представлена в экспозиции музея по соседству с находкой из Зарядья. Светлый золотный шелк верха дополнен яркой фиолетовой фольгой с блёстками, а переход к вставке оформлен вышивкой канителью в прикреп. Вполне возможно, что и сама туфелька, и вышивка носка выполнена в Торжке, хотя прямых доказательств этого нет.
Тверская губерния была центром обувного производства, хорошие дороги связывали её с Москвой и Петербургом. В Новоторжском уезде насчитывалось множество башмачников и сапожников, которые в совершенстве владели секретами производства модной и прочной обуви. В XVIII в. торжокская вышивка украшала одежду и обувь горожан. Носить мюли с длинной юбкой были непросто, можно было ненароком выскочить из туфли. Поэтому в них ходили маленькими шажками, походка приобретала плавность и выразительность, а хозяйка обуви – особую грацию. В фондах Исторического музея хранится коллекция туфель «муль» с вышивкой из собрания Петра Ивановича Щукина. Мода на мюли в России продержалась до середины ΧΙΧ в., и впоследствии периодически возвращалась. Сегодня мюли снова популярны, шьются из разных материалов и бывают причудливых форм.
Автор – Ольга Степанова, экскурсовод отдела «Палаты бояр Романовых»