Туфли «муль» — модная обувь XVIII в.

В экспозиции музея «Палаты бояр Романовых» находятся две маленькие туфельки, которые привлекают внимание посетителей. Это женские туфли «муль» начала XVIII века — модная обувь богатых горожанок для выходов. Остроносая туфля выкраивалась одинаковой на левую и правую ногу, имела высокий каблук и прочную подметку, обтянутую кожей. Откуда же пришла в Россию мода на туфли «муль»?

Название как и фасон туфель заимствованы у французов. Похожая обувь с закрытым мыском без пятки была известна в Древнем Риме; туфли шили для знатных мужчин из дорогой красной или фиолетовой кожи. Приходя в гости, аристократы разувались и демонстрировали всем свои красивые и непрактичные туфли, которые стали ассоциироваться с их обладателями. Любители открытых туфель  увлекались философией и вели продолжительные беседы. Сначала самих модников, а затем и их обувь стали называть «mulleus», что в переводе с латыни означает  «мыслитель».

Туфля. Западная Европа, вторая половина XVIII в.
Туфля. Западная Европа, вторая половина XVIII в.

В Средние века европейцы шили остроносые  мюли из кожи и ткани, носили их как женщины, так и мужчины.  Во Франции туфли были особенно популярны, местные аристократки украшали мюли  блестящим шитьём, загнутыми носами, помпонами и пухом.  Страна к XVIII в. стала законодательницей мод,  и  французская версия мюлей стала распространяться в Европе.

Европейская обувная мода проникла в Россию в начале  ΧVIII в. Тогда в крупных городах появляются новинки  – туфли «муль» без задника. Необычный предмет был найден при раскопках некрополя Знаменского монастыря в Москве, в  Зарядье: кожаная туфелька с верхом из парчи и камки начала  ΧVIII в. Туфелька имеет характерный французский каблук; он обтянут кожей с широкой вершиной под пяткой, узкой «талией» посередине и расширенным основанием.

Этот факт, а также отсутствие задника наряду с украшением мыска позволяет определить данную вещь как туфельку фасона «муль». Археологическая находка косвенно подтверждает распространение модной обуви среди москвичей.

Туфелька фасона «муль» из некрополя Знаменского монастыря, парча, камка, кожа. Россия, начало XVIII в.
Туфелька фасона «муль» из некрополя Знаменского монастыря, парча, камка, кожа. Россия, начало XVIII в.

В чём секрет прочности и хорошей сохранности этой туфельки? Рассмотрим технологические особенности пошива туфель «муль». Между верхом и подошвой установлена кожаная платформа, которая защищала от перегибания и деформации середину туфли. Тканый верх пришивался к платформе с изнанки, затем выворачивался и формовался по колодке. Платформу, верх и каблук соединяла подошва,  швы после её прикрепления прятали.  Каблук из-за наличия платформы и широкой пяточной части не казался высоким. Для запаса прочности туфли подбивали металлическими набойками или гвоздями. Шитье туфель «муль» было кропотливой и сложной работой. В конце концов, получалась прочная и одновременно изящная, легкая туфелька. Она «садилась» по ноге и плотно облегала ступню.

Верх обуви могли заполнить золотной вышивкой,  которая традиционно украшала русский костюм в ΧVI-XVII вв.  Вышитая туфелька  представлена в экспозиции музея по соседству с находкой из Зарядья. Светлый золотный шелк верха дополнен яркой фиолетовой фольгой с блёстками, а переход к вставке оформлен вышивкой канителью  в прикреп. Вполне возможно, что и сама туфелька, и вышивка носка выполнена в Торжке, хотя прямых доказательств этого нет.

Туфля, шёлк с золотными нитями, канитель, блестки, фольга, кожа, вышивка. Россия, XVIII в.
Туфля, шёлк с золотными нитями, канитель, блестки, фольга, кожа, вышивка. Россия, XVIII в.
Золотная вышивка «в прикреп» на мыске туфли
Золотная вышивка «в прикреп» на мыске туфли

Тверская губерния была центром обувного производства, хорошие дороги связывали её с Москвой и Петербургом. В Новоторжском уезде насчитывалось множество башмачников и сапожников, которые в совершенстве владели секретами производства модной и прочной обуви. В XVIII в. торжокская вышивка украшала одежду и обувь горожан. Носить мюли с длинной юбкой были непросто, можно было ненароком выскочить из туфли. Поэтому в них ходили маленькими шажками, походка приобретала плавность и выразительность, а хозяйка обуви – особую грацию.  В фондах Исторического музея хранится коллекция туфель «муль» с вышивкой из собрания Петра Ивановича  Щукина. Мода на мюли в России продержалась до середины ΧΙΧ в.,  и впоследствии периодически возвращалась. Сегодня мюли снова популярны, шьются из разных материалов и бывают причудливых форм.

Автор – Ольга Степанова, экскурсовод отдела «Палаты бояр Романовых»