Традиционный способ почитания мощей святых в храме – это обычай полагать их в богато украшенные раки. В «Пискарёвском летописце» (XVII в.) говорится о том, что повелением царя Феодора Иоанновича
«…зачали делати раки серебряные кованые, многоценным великим светильникам, столпам Русской земли Петру и Алексию, Ионе и Пафнутию, и Сергию и Кириллу Белозерскому и Макарию Калязинскому, и Василию Блаженному».
Гробница святого представляла собой комплекс из раки, помоста, на котором она стояла и кивория (или сени) над ракой. Кивории могли устраивать не только над раками святых, но и над царскими местами в храме, над престолами в алтаре.
Рака, стоящая сейчас над могилой Василия Блаженного (мощи его находятся под спудом, то есть глубоко в земле), была создана в конце XIX в. и не является первоначальной. Оформлению интерьера церкви Василия Блаженного мы обязаны, главным образом, двум архитекторам: А.М. Павлинову и С.У. Соловьёву. Оба были приверженцами «русского стиля» в отечественном зодчестве. Идеологом этого стиля являлся церковный археолог, теоретик архитектуры и архитектор-практик Н.В. Султанов. Эталоном национального стиля Султанов считал архитектуру XVII века.
После ранней смерти А.М. Павлинова в 1897 г. С.У. Соловьёвым была спроектирована сень над ракой. Особенностью сени является отсутствие шатра. Объяснением этого факта может служить небольшая площадь церкви, низко нависающий над местом захоронения свод и желание не загораживать настенную роспись. Последняя в церкви исполнена также по эскизам С.У. Соловьёва и воспроизводит стиль мастеров Оружейной палаты XVII века.
Сень выполнена из дерева и украшена накладками из просечного металла, наложенными на фольгу зелёного и красного цветов. Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской и Ярославской областях, а также в Великом Устюге. По периметру сени размещены в киотцах изображения святых, написанные маслом по металлу. С XVII века в России появляются иконы, выполненные масляными красками на металле, но своё широкое распространение они получили с середины XIX века.
Из 22-х изображений святых (не считая икон Вседержителя и Знамения Пресвятой Богородицы) семь имеют отношение к наименованию престолов Покровского собора: мученица Наталия, блаженные Василий и Иоанн, преподобные Александр Свирский и Варлаам Хутынский, великомученик Киприан. Сюда же можно добавить Николая Мирликийского (представленного в соборе в иконографическом изводе Николая Великорецкого). Затем следуют семь первоиерархов Русской церкви: святители Пётр Московский, Алексий Московский, Киприан Киевский, Фотий, Иона Московский и Филипп (I) Московский. Правление их охватывает промежуток времени с начала XIV по конец XV века.
Двум святым, изображённым на сени, Русская земля обязана своим обращением к христианству: святой равноапостольной княгине Ольге и киевскому князю Владимиру. Также есть икона Преподобной Ефросинии Московской (супруги Дмитрия Донского), соединившей монашеский подвиг с подвигом гражданского служения народу и Отечеству. Из этого ряда святых выделяется князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор, принявшие мученическую смерть за веру в Орде в 1246 году. В 1896 году с той поры прошло 650 лет. Возможно, эта юбилейная дата и послужила основанием включения их икон в изображения на сени. Здесь же можно увидеть образ Максима Блаженного (первого московского юродивого, канонизированного на церковном соборе 1547 года) и благоверного царевича Дмитрия (Угличского), младшего сына Ивана Грозного от Марии Феодоровны Нагой. Таков состав святых на сени над ракой Василия Блаженного.
В заключение следует отметить, что иконостас и сень над ракой Василия Блаженного выполнены в едином стиле и потому воспринимаются гармонично. С художественной точки зрения они являются выдающимися памятниками русского декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XX века.