В коллекции Исторического музея представлен любопытный золотой фалар с необычным изображением. Изделие относится к комплексу «Сарматы в Прикубанье II–I вв. до н.э.» Зала №6 «Восточная Европа и античный мир IV в. до н. э. – III в. н. э.». Подобные крупные бляшки были частью нагрудного украшения конской упряжи. Памятнику более двух тысяч лет, он датируется исследователями II–I вв. до н.э. и был обнаружен в ходе археологических раскопок Северского кургана (земляной насыпи, служившей усыпальницей) в Кубанской области.
Изображение на фаларе рельефное. По окружности фалар обрамлён виноградной лозой, в центре в полный рост изображена женская фигура в длинном хитоне, шлеме и со щитом в руке. Шлем стилизован под голову совы, которая была символом богини Афины, что позволило историкам установить личность изображенной. Левой рукой богиня держит за голову обнажённого мужчину, обвитого змеёй. Это гигант, враг древнегреческих богов и героев. Второй гигант уже повержен, его голова находится около правой ноги Афины.
Особое внимание обращает на себя центральная фигура всадника. Это безбородый мужчина, сидящий верхом на необычном животном, чьё тело покрыто листьями винограда. Самым популярным богом в античном искусстве, изображавшимся с женственными чертами лица и часто с венком на голове, был бог виноградарства и виноделия — Дионис.
Кого же оседлал древний бог? Длинные кошачьи лапы указывают на принадлежность животного к семейству кошачьих. Известно, что постоянным спутником и священным животным Диониса была пантера.
Сегодня пантеры на берегах Чёрного моря не встретить. Не водились они там и в античную эпоху, однако греки, во время заселения Северного Причерноморья, привезли на наши земли свои представления о пантере как важной участнице празднеств Диониса. Автор золотого фалара, видимо, никогда не видел пантеру вживую, но знал древний миф о сражении богов с гигантами, сцену из которого и поместил на украшение конской упряжи.
Миф был широко известен и описан многими греческими писателями. Согласно легендам, гиганты, будучи порождениями бездны, пытались уничтожить богов Олимпа и стереть с лица Земли человечество. В произошедшей битве участвовали все боги, в том числе сыновья Зевса от смертных матерей — Дионис и Геракл. Дионис храбро проявил себя в сражении, однако в традиционном греческом искусстве ключевой фигурой изобразительного мотива считался Зевс или Геракл.
Для пришлых греков, чья культура подверглась местному влиянию, Дионис был одним из самых популярных и любимых богов. Именно этим можно объяснить решение мастера на фаларе обратить особое внимание на божество виноградарства и его атрибуты в виде пантеры и лозы. Как сегодня, так и в античности регион Кубани был одним из центров виноделия, поэтому на юге нашей страны встречается большое количество изделий с изображениями Диониса.