Местность вокруг Покровского собора было достаточно плотно застроена вплоть до 30-х гг. XX в. В глубокой древности застройка была преимущественно деревянной и включала в себя помимо разнообразных жилых и торговых сооружений также и храмы. В свою очередь именно при храмах в средневековых городах располагались кладбища. Что известно о захоронениях на территории Покровского собора?
Конечно же, прежде всего нужно упомянуть юродивого Василия Блаженного, похороненного здесь рядом со строящимся в память победы над Казанью собором в 1557 году. Позднее, в 1588 году, юродивый был причислен к лику святых, после чего отдельный храм был пристроен к собору над его могилой повелением царя Федора Ивановича. В следующем году другой московский блаженный – Иоанн по прозвищу Большой Колпак – завещал похоронить себя рядом, что в дальнейшем привело к появлению в ансамбле Покровского собора еще одного храма над мощами святого юродивого. Оба пристроенных храма сохранились до наших дней – их можно увидеть у восточного фасада.
Вместе с тем, необходимо еще раз отметить поход на Казань лета-осени 1552 года. По преданию, воины, скончавшиеся от ран на обратном пути в Москву, были торжественно захоронены именно на кладбище при Троицкой церкви, на месте которой затем был построен Покровский собор. В XVII столетии захоронения у стен собора продолжались, о чем свидетельствуют результаты проведенных здесь в начале 2000-х гг. археологических раскопок. С самыми интересными находками гости музея могут ознакомиться в экспозиции подклета собора.
О довольно значительных масштабах захоронений можно судить по красноречивому рассказу протоиерея И.И. Кузнецова о том, как в 1830-е гг. во время очередного ремонта
«при копании земли около собора вырыто было много человеческих костей, которые собрали в два ящика и погребли на Даниловском кладбище».
Самым последним по времени следует, по всей видимости, считать погребение мещанки Елизаветы Петровны Думновой-Бердасовой в октябре 1812 года. К этому времени кладбище уже было официально упразднено (это произошло либо при Петре I, либо после Чумного бунта 1771 года), поэтому нетрудно догадаться, что это была вынужденная мера – погребение состоялось в тот самый день, когда завершилось месячное пребывание в Москве Великой армии Наполеона Бонапарта. Вот как об этом пишет исследователь истории Покровского собора и по совместительству соборный староста Лука Белянкин:
«Напротив образа Знамения Пресвятой Богородицы, на монастыре, в первое утро октября 12 дня, в день изгнания французов из Москвы, погребено было тело, быть может, за неимением других мест или средств к отвезению его на кладбище, – одной из оставшихся в Москве обывательниц, а именно – тещи бывшего церковного старосты этого собора московской мещанки Елисаветы Петровой Думновой-Бердасовой (двух фамилий). Бердасова находилась во все время неприятельского пребывания в Москве при церковном доме, выстроенном близ Покровского собора и принадлежавшем собору. Жизнь ее в это время была самая скудная, горькая и сопряженная притом с большими неприятностями, перед выходом французов она скончалась по христиански, как видно было из записки, найденной у нее в кармане, и выданной ей оставшимся в Покровском монастыре иеромонахом Мелетием, что она была им исповедана. Прибывший же в то время священник Даниил Иванов Воинов и родственник умершей за неимением гроба обернули тело усопшей в рогожу и погребли в означенном месте. Отпевание совершал означенный священник Воинов, в присутствии родственника покойной Якова Иванова Безсонова».
Стоит отметить, что упомянутый образ Знамения Пресвятой Богородицы написан на восточной стене Покровского собора, где с одной стороны от него находится храм Василия Блаженного, а с другой – храм Блаженного Иоанна.
В заключение этого краткого очерка необходимо признать, что в истории некрополя Покровского собора, к сожалению, вопросов по-прежнему значительно больше, чем ответов.