Синеокая богиня — кто она?

Встречи с божествами случаются нечасто. Как правило, взглянуть в глаза покровителям народов былых времен удается археологам – исследователям древних цивилизаций.  Благодаря открытиям этих ученых, любой образованный современный человек отлично представляет, как выглядели греческий Зевс-Громовержец, римская Венера, египетский Амон Ра или шумерский Шамаш. С богами варварских народов мы знакомы намного хуже.

Однако и на территории нашей страны ученым пусть редко, но удается обнаружить воплощенные образы тех, к кому обращались с молитвами далекие предки. В 1957 г. такая редкая удача выпала на долю ныне доктора исторических наук, а тогда молодого руководителя раскопок Змейского катакомбного могильника, Владимира Александровича Кузнецова.

Станица Змейская располагается на территории современной Республики Северная Осетия – Алания, близ Эльхотовских ворот  — горного прохода через Сунженский хребет, ведущего в Закавказье. В XI – XII вв. здесь находилась одна из столиц Алании (историки до сих пор не пришли к окончательному мнению, было ли это кавказское государство единым или же термин «Алания» покрывал собой минимум два политических объединения). Жители древнего города хоронили своих умерших в катакомбах – подземных камерах с герметично закрывающимся входом. В катакомбы укладывали как простолюдинов, так и князей, погребения последних отличались лишь большими размерами и пышностью погребального инвентаря.

Самым богатым захоронением некрополя была катакомба 14, где лежали аланский царь со своей супругой и молодой воин, вероятно, сын царственной четы. В ногах юноши лежал конский начельник из позолоченной бронзы – подставка под султан, закреплявшаяся на лбу лошади.

Украшение представляет собой округлую пластину, на которой при помощи заклепок была установлена трубка в виде скульптурного изображения женщины. На лбу женщины изображены две косы, а на затылке сделано отверстие для султана, который, возможно, зрительно являлся продолжением прически. В левое ухо изображенной вставлена серьга в виде проволочного кольца. Глаза переданы стеклянными вставками бирюзово-синего цвета, правда, до наших дней сохранилась лишь одна. Женщина протягивает зрителю чашу, полную прозрачного напитка, который древний мастер изобразил при помощи стеклянной вставки.

Украшение сбруи из катакомбы 14 Змейского могильника уникально и не имеет аналогий, однако входит в круг предметов, характерных для древностей хазарского времени и эпохи Аланского государства. Конские начельники в аланском обществе являлись символом высокого социального статуса и принадлежали предводителям дружин. Эта деталь снаряжения всадника, дополненная ярким султаном, позволяла воинам даже в горячке боя легко отличить командира.

Начельник. XI-XII вв.
Начельник. XI-XII вв.

Чья же статуэтка венчала голову княжеского коня? Золото во все времена было символом высшей власти, и полностью позолоченная фигура свидетельствует о божественном статусе изображенной. В искусстве предков алан – сарматов известны сцены, изображающие воина-всадника, подъезжающего к сидящей женщине, в руках которой нередко находится кубок. В осетинской версии общего для всех народов Центрального Кавказа нартовского эпоса известен сюжет о путешествии героя-воина Сослана в царство мертвых. Там воитель встречает сидящую на золотом троне богиню, которая причащает его питьем и неубывающими яствами. Очевидно, именно эта богиня и была изображена на начельнике из Змейского некрополя.