В 1535 году Елена Глинская, мать Ивана IV Грозного, издает указ о сооружении Китайгородской стены с целью защиты Великого посада от иноземных набегов. Строительством руководил итальянский зодчий Петрок Малый, использовавший передовые для своего времени принципы фортификации. И вот к 1538 году крепостная стена была воздвигнута. Свое начало она брала у Беклемишевской башни Кремля, далее проходила по набережной Москвы-реки, затем поворачивала и простиралась вдоль Новой и Старой площади, где заворачивала и шла к Арсенальной башне Кремля. Длина фортификационного сооружения составляла 2,5 километра. По сравнению с Кремлевскими стенами новая защитница Москвы была ниже, но толще, что делало ее более подходящей для оборонительных целей. Всего в ней было 14 башен, в восьми из которых имелись проездные ворота. Трое ворот Китайгородской стены вели на главные улицы посада и имели одноименные названия: Никольские, Ильинские и Варварские.
Над воротами в киотах располагали почитаемые на Руси изображения святых. Так, по преданию, над Варварскими воротами висел почитаемый образ Божьей Матери, который к тому же считался чудотворным. И проезжающие или проходившие через ворота люди ненадолго останавливались, чтобы осенить себя перед образом крестным знамением. Специально приходили помолиться Божьей Матери и испросить помощи болящие, убогие, немощные.
Пришел к Варварским воротам и Василий Блаженный, чьи мощи ныне покоятся у стен Покровского собора. Он посмотрел на образ Богородицы, и неожиданно для всех, поднял камень с земли и метнул его прямо в образ. Иконная доска упала на землю. Паломники в гневе окружили юродивого, набросились на него и стали избивать «смертным боем». Василий лишь сказал: «Православные, поскребите цветастый слой, и откроется вам истина». Толпа замерла, а несколько человек подошли к обломкам иконы и начали снимать красочный слой, который легко отходил от деревянной доски. Удивлению богомольцев не было предела, когда под изображением Богородицы они увидели скрывающуюся «дьявольскую харю», то есть икона оказалась адописной.
Видимо, в напоминание об этом чуде в XVIII веке на этих воротах появилась икона блаженного Василия, которая впоследствии оказалась в собрании Покровского собора. Еще при жизни святого происходило множество чудес, он мог изобличать людские грехи, а за свой подвиг юродства Василий Блаженный был наделен даром прозорливости. Каждый раз москвичи все больше убеждались, что в действиях юродивого имеется тайный смысл, что он обличитель неправды, человек Божий и проповедник добра, милосердия. По сей день люди приходят в Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, чтобы получить помощь и исцеление от юродивого Христа ради Василия Блаженного.