В Покровском соборе сохранилось немало древних икон, но лишь единичные образы находятся в нём изначально, с момента постройки в 1561 г. Они составляют коллекцию наиболее ценных предметов. Одним из таких сокровищ является икона «Троица Ветхозаветная» из иконостаса церкви Святой Живоначальной Троицы. Эта святыня, выполненная по образу и подобию иконы Андрея Рублева, никогда не покидала храм и по праву занимает в нем достойное место.
Непосредственно изобразить Троицу невозможно, потому что это противоречит концепции вечного, непостижимого и триединого Бога. Согласно канонам, узреть Троицу можно только в символическом виде. В основе сюжета иконы лежит история гостеприимства Авраама. Его дом посетили три вестника-ангела, они здесь изображены символически, без фигур хозяина Авраама и его супруги Сарры. Ангелы-вестники воплощают в себе единую сущность и равенство трех лиц Пресвятой Троицы, согласно Символу Веры.
Особенности композиции помогают нам воспринимать ангелов единым целым. Фигуры вписаны в мысленный круг, который задает медленное движение, повторяющееся, замкнутое и бесконечное. Ангелы похожи, однако один из них одет наряднее. Это центральная фигура, на которой мы видим пурпурный хитон, синий гиматий и на плече золотой клав. Жестом руки он указывает на евхаристическую чашу, которая означает искупительную жертву Бога Сына. Левая фигура указывает на Бога Отца, а правая – на Святой Дух. Все фигуры вписаны в восьмигранник, который в свою очередь, вписан в прямоугольную доску иконы. Здание на заднем плане символизирует Божественное домостроительство, а Мамврийский дуб – древо жизни и древо спасения, крест, на котором был распят Христос. Скала указывает на Горний мир.
Как известно, прообраз этой иконы – «Троица» Андрея Рублева – была создана как храмовая икона главного собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой. Почитание ее было огромно, о чем свидетельствуют многократные поновления. Если говорить о стиле всей композиции, то она тяготеет к византийскому классицизму. Именно в этой иконе мы можем увидеть во всей полноте принципы русской иконописи XV в. В 1551 г. по решению Стоглавого собора икона Рублева становится образцом, по которому вот уже много веков пишется этот образ.
Известно, что в начале XX столетия икона «Троица Ветхозаветная» находилась в одной из наиболее почитаемой церкви Покровского собора – в нижнем приделе святого Василия Блаженного. На фотографии 1900 г. мы видим этот образ рядом с другими чтимыми храмовыми реликвиями в составе малого иконостаса. В 1923 г. в Покровском соборе был открыт музей, и по принятому тогда решению в некоторых церквах были воссозданы тябловые иконостасы, как это было в XVI в. Одним из таких примеров стала церковь Святой Живоначальной Троицы. Иконостас, созданный из древних икон XVI и XVII вв., стал достойным обрамлением для одного из сокровищ Покровского собора – иконы Ветхозаветной Троицы.