Образ Ветхозаветной Троицы из Покровского собора — Блог Исторического музея

Образ Ветхозаветной Троицы из Покровского собора

В Покровском соборе сохранилось немало древних икон, но лишь единичные образы находятся в нём изначально, с момента постройки в 1561 г. Они составляют коллекцию наиболее ценных предметов. Одним из таких сокровищ является икона «Троица Ветхозаветная» из иконостаса церкви Святой Живоначальной Троицы. Эта святыня, выполненная по образу и подобию иконы Андрея Рублева, никогда не покидала храм и по праву занимает в нем достойное место.

Троица Ветхозаветная. XVI в. Икона из иконостаса церкви Святой Живоначальной Троицы
Троица Ветхозаветная. XVI в. Икона из иконостаса церкви Святой Живоначальной Троицы

Непосредственно изобразить Троицу невозможно, потому что это противоречит концепции вечного, непостижимого и триединого Бога. Согласно канонам, узреть Троицу можно только в символическом виде. В основе сюжета иконы лежит история гостеприимства Авраама. Его дом посетили три вестника-ангела, они здесь изображены символически, без фигур хозяина Авраама и его супруги Сарры. Ангелы-вестники воплощают в себе единую сущность и равенство трех лиц Пресвятой Троицы, согласно Символу Веры.

Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная»
Фрагмент иконы «Троица Ветхозаветная»

Особенности композиции помогают нам воспринимать ангелов единым целым. Фигуры вписаны в мысленный круг, который задает медленное движение, повторяющееся, замкнутое и бесконечное. Ангелы похожи, однако один из них одет наряднее. Это центральная фигура, на которой мы видим пурпурный хитон, синий гиматий и на плече золотой клав. Жестом руки он указывает на евхаристическую чашу, которая означает искупительную жертву Бога Сына. Левая фигура указывает на Бога Отца, а правая – на Святой Дух. Все фигуры вписаны в восьмигранник, который в свою очередь, вписан в прямоугольную доску иконы. Здание на заднем плане символизирует Божественное домостроительство, а Мамврийский дуб – древо жизни и древо спасения, крест, на котором был распят Христос. Скала указывает на Горний мир.

Малый иконостас в церкви Василия Блаженного. 1900 г. Фотография из книги протоиерея Покровского собора И.И. Кузнецова «Покровский (святого Василия Блаженного) собор в Москве.
Малый иконостас в церкви Василия Блаженного. 1900 г. Фотография из книги протоиерея Покровского собора И.И. Кузнецова «Покровский (святого Василия Блаженного) собор в Москве.

Как известно, прообраз этой иконы – «Троица» Андрея Рублева – была создана как храмовая икона главного собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой. Почитание ее было огромно, о чем свидетельствуют многократные поновления.  Если говорить о стиле всей композиции, то она тяготеет к византийскому классицизму. Именно в этой иконе мы можем увидеть во всей полноте принципы русской иконописи XV в. В 1551 г. по решению Стоглавого собора икона Рублева становится образцом, по которому вот уже много веков пишется этот образ.

Реконструированный иконостас в церкви Святой Живоначальной Троицы
Реконструированный иконостас в церкви Святой Живоначальной Троицы

Известно, что в начале XX столетия икона «Троица Ветхозаветная» находилась в одной из наиболее почитаемой церкви Покровского собора – в нижнем приделе святого Василия Блаженного. На фотографии 1900 г. мы видим этот образ рядом с другими чтимыми храмовыми реликвиями в составе малого иконостаса. В 1923 г. в Покровском соборе был открыт музей, и по принятому тогда решению в некоторых церквах были воссозданы тябловые иконостасы, как это было в XVI в. Одним из таких примеров стала церковь Святой Живоначальной Троицы. Иконостас, созданный из древних икон XVI и XVII вв., стал достойным обрамлением для одного из сокровищ Покровского собора – иконы Ветхозаветной Троицы.