В далеком XII веке, в Новгороде Великом у благочестивых Михаила и Анны появился на свет долгожданный сын, которого нарекли Алексеем. С детства он отличался кротостью и любовью к уединенной жизни, отказывался от разных игр и общества сверстников, предпочитая проводить время в молитве и чтении божественных книг.
После кончины родителей Алексей раздает свое имущество и уходит в монастырь, где принимает постриг с именем Варлаам. Желая полного уединения и безмолвия, он отправляется на поиски подходящего места. В 10 километрах от Новгорода, в месте, именуемом Хутынь (худынь, худое место), преподобный увидел Божественный луч, осветивший невероятной красоты холм. Именно здесь Варлаам решает построить келью. Весь день и ночь он проводит в трудах, посте и молитве, носит власяницу и вериги. Слава о его добродетельной жизни быстро распространилась среди местных жителей. К нему приходили за помощью и советом князья и простые люди, а число желавших подвизаться в обители с каждым разом росло. Преподобный решает построить церковь Преображения Господня и основать монастырь.
Еще при жизни Варлаам Хутынский был наделен от Господа даром чудотворения, исцеления и прозорливости. Так, например, однажды ему довелось побывать у Новгородского архиепископа, который при прощании велел старцу побывать у него снова через неделю.
«Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста свв. апостол Петра и Павла»,
– ответил подвижник. Действительно, на удивление архиепископа, в обозначенный срок, в июне, выпал снег, стоял сильный мороз, и преподобный прибыл в Новгород на санях. Видя отчаяние владыки из-за неблагоприятной для урожая погоды, Варлаам поспешил успокоить его сказав:
«Не печалься, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие».
Наутро следующего дня выглянуло солнце, весь снег растаял, а на корнях ржи, принесенных архиепископу, оказалось множество вымерших червей.
После смерти Преподобного в 1192 году люди не переставали приходить к его мощам просить о помощи и исцелении. Молва о чудесах, происходящих от гроба святого, распространилась далеко за пределы Новгорода. Он не раз становится заступником пред Богом за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. В 1461 году Варлаам Хутынский был причислен к лику святых. По всей Руси начинается строительство храмов в его честь. А в 1517 году Великому князю Московскому Василию Иоанновичу было явление: во сне пришел к нему Преподобный Варлаам, который сообщил, что в Новгороде три обители не имеют пастырей: на Хутыни, святого Георгия и святого Антония, а насельники в них живут дурно. Вскоре в Москву прибыли иноки из упомянутых монастырей с просьбой прислать настоятелей. Великий князь немедленно выполняет их просьбу. Стоит добавить, что Преподобный нередко являлся ему во сне и укреплял в борьбе с врагами. Незадолго до своей смерти Василий Иванович принимает постриг с именем Варлаам.
Сын Василия III, известный нам как Иван Грозный, увековечил память о своем отце при строительстве Покровского собора, повелев освятить церковь в честь Варлаама Хутынского – небесного покровителя московского княжеского дома. Существует ещё одна версия появления этой церкви в составе храма: считается, что в 1552 г. царь Иван Грозный торжественно въехал в Москву после победы, одержанной в Казанском «взятии», накануне дня памяти Варлаама Хутынского. Освящение церкви во имя преподобного явилось напоминанием о важном событии похода, усилив мемориальность всего храма.
Это одна из четырех малых церквей собора. Ее высота достигает 15,25 метров, а площадь составляет 13,57 квадратных метров. В своем основании церковь имеет четыре стены – четверик, переходящий при помощи парусов в невысокий восьмерик, а он уже завершается световым барабаном, который венчает зеленая глава с желтыми, треугольной формы, шипами.
Интерьер восстановлен реставраторами в соответствии с XVI–XVII вв. Стены побелены, именно так церковь выглядела в XVII веке. Белый цвет придает ей высотность и подчеркивает подлинные архитектурные детали, а под ногами расстилается восстановленный кирпичный паркет выложенный «в шашку».
Настоящим украшением церкви является древний тябловый иконостас с иконами XVI – XVIII вв. Освещает все убранство храма двухъярусное паникадило, выполненное нюрнбергскими мастерами в XV веке. В центре светильника находится фигура Богоматери. Русские мастера дополнили его навершием в виде двуглавого орла. Это древнейшее паникадило среди множества светильников Покровского собора.