Весной 2019 года в постоянной экспозиции Исторического музея был выставлен Брянский клад, датируемый серединой III в. н.э. В одной из витрин 7 зала были размещены самые репрезентативные украшения, входящие в состав клада: браслеты, нагрудная цепь, налобные венчики, подвески и т.п. В самом центре композиции расположены два питьевых рога. Они сочетают в себе как археологические предметы (все металлические элементы), так и современное дополнение (деревянная основа). Сейчас рога смотрятся цельно и органично, но это результат большой работы, проделанной исследователями и реставраторами. Необходимо было изучить и проанализировать большое количество информации о питьевых рогах синхронного периода в разных культурах и провести большую аналитическую работу, прежде чем приступить к реконструкции. Кроме того, для понимания места этих сосудов в кладе и их значения для человека его сокрывшего, необходимо понять, какую роль эти сосуды играли в жизни древних людей, относящихся к разным археологическим культурам.
О питьевых рогах доступно достаточно много информации. Такие сосуды были очень широко распространены с глубокой древности, у некоторых же народов они просуществовали до новейшего времени и используются до сих пор. Среди древних народов, использовавших их могут быть названы: древние греки, римляне, скифы, фракийцы, кельты, германцы и др. Сами сосуды делали как из настоящих рогов (тур, бык и друге полорогие животные), так и имитировали их форму из драгоценных металлов, глины, дерева и стекла.
Иногда в литературе или музее можно встретить слово «ритон», которое часто используют как синоним для питьевого рога. Такое название распространилось из древнегреческого мира. Обычно ритоны выполнены в виде головы животного и имеют отверстие в нижней узкой части. Ритоны могли использоваться как для питья, так и для совершения различных ритуалов, что, впрочем, правомерно и для рогов. В свою очередь, рога не имели отверстия в узкой части. Именно основываясь на особенностях формы ученые обычно различают эти сосуды.
Как уже было сказано выше, питьевые рога известны с древнейших времен. Самое древнее изображение рога есть на барельефе из Лосселя (т.н. Лоссельская венера, ок. 25 тыс. лет назад). Существует несколько возможных трактовок этого изображения. По одной из них изображена бытовая сцена, женщина держит сосуд для питья. Другая версия предполагает, что на стенах пещеры запечатлен какой-то ритуал или сакральное действие.
Питьевые рога из Брянского клада относятся не к такой глубокой древности, и для их реконструкции необходимо обратиться к более близкому хронологическому периоду (II–V вв. н.э.). В это время такая посуда была распространена у населения Северной, Центральной и Восточной Европы. У варваров питьевые рога часто являлись престижной вещью, призванной продемонстрировать высокое положение в обществе своего владельца. Нередко их находят в погребениях знатных воинов. Иногда такая посуда встречается и в женских погребениях, что также указывает на то, что погребенная занимала особый статус в обществе. Питьевые рога, как предмет, характерный для человека с высоким положением, отмечаются и в более ранние периоды. В одном из «княжеских погребений» гальштатской культуры в Хохдорфе (Швейцария), датированном VI в. до н.э., найдено по меньшей мере девять питьевых рогов. В состав погребения входил изготовленный греками котел, который на момент погребения был заполнен более 500 л медового напитка. Кроме того, умершего воина сопровождало множество ценных вещей: кресло, украшения, оружие, дорогая одежда и др. Вероятно, котел и рога составляли питейный комплект. Схожий комплекс был найден в германском погребении «женщины из Юллинга» (Дания), датируемого уже первыми веками нашей эры. В этот набор входила пара питьевых рогов, котел и другая посуда. Котел на момент погребения также был наполнен слабоалкогольным напитком из трав, ягод и злаков. Размещение такого комплекса в женском погребении, по мнению ученых, могло свидетельствовать о роли женщины в загробном мире. Предполагается, что она подносила в одном из парных рогов напиток своему мужу-воину, а из второго – пила сама. Возможно, парные рога из Брянского клада имели схожее сакральное назначение. Однако утверждать это с полной уверенностью невозможно, но они несомненно подчеркивали высокое положение в обществе своего владельца.
В отличие от большинства рогов, описанных выше, рога из Брянского клада, при поступлении в фонды музея, представляли собой лишь отдельные металлические детали. Чтобы их можно было экспонировать и дать возможность посетителям представить их изначальный вид, была проделана большая работа связанная как с технологическими аспектами реконструкции и реставрации, так и анализ источниковой базы.
Как уже упоминалось, рога могли делать из различных материалов. Для изготовления сосудов, входящих в состав клада, было использовано дерево. Оно, как органический материал, редко сохраняется в земле и подвергается разрушению сильнее, чем рог или кость. Однако благодаря металлическим окислам, пропитавшим органические фрагменты, часть материала сохранилась в наконечниках питьевых рогов. На основании анализа было установлено, что они были сделаны из вяза.
На начальном этапе работы была собрана информация о питьевых рогах круга варварских выемчатых эмалей, ведь именно к нему относится Брянский клад. В итоге за основу был взят наиболее сохранившийся рог из Линкайчай (Литва). Этот сосуд типологически и хронологически близок к рогам из Брянского клада. Информацию, которую невозможно было почерпнуть из материалов близких культур приходилось брать из материалов хронологически близких народов. Параллельно происходила работа по сбору метрических параметров отдельных элементов и их сопоставлению между собой. Работа непосредственно с предметами дополнялась изучением их внешних характеристик. В результате были сгруппированы комплекты металлической фурнитуры для трех сосудов. Каждый из комплектов состоит из наконечника, цепи, оковки рога и оковки устья.
Визуальный анализ позволил также восстановить технологические особенности. Некоторые части металлической фурнитуры были покрыты лужением. Таким образом, в декоре сочетались поля желтого металла (медный сплав), белого металла (луженые части) и ярко-красные вставки эмали. Вероятно, рог имитировал более дорогую посуду, в которой сочеталось золото и серебро, что, несомненно, было призвано показать высокий статус его владельца.
На основании анализа металлических деталей была произведена графическая реконструкция. Она позволила восстановить примерный размер: длина около 20 см, диаметр устья 7 см. Объем такого рога был около 250–300 мл.
Именно графическая реконструкция стала базой для работы реставраторов. На основании восстановленных в ней размеров утраченных частей, была создана деревянная основа. На ней с помощью штифтов были закреплены все оригинальные металлические детали таким образом, чтобы не повредить их.
Благодаря кропотливой работе исследователей и реставраторов питьевые рога из Брянского клада приобрели завершенный, близкий к первоначальному облик. И теперь при посещении 7 зала Исторического музея любой посетитель, увидев их, может себе представить одну из сцен жизни людей эпохи Великого переселения народов.
Наконец, представленная в музее реконструкция питьевых рогов дала возможность современным ювелирам сделать собственный вариант реконструкции этого сосуда.