В истории русской православной традиции подвесные пелены были характерной и значимой частью интерьера древнерусского храма. Пелены подвешивали под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, находившиеся в храмах в отдельных киотах. Исследователь византийских и древнерусских тканей А.С. Петров, изучавший подвесные пелены XV–XVI веков, считает, что «на большей части древнерусских пелен с шитыми изображениями был повторен сюжет, представленный на иконе, под которой она помещалась»[1].
Примером этого может служить подвесная пелена, поступившая в музей в 1922 году и до революции находившаяся в коллекции одного из основателей Исторического музея графа Алексея Сергеевича Уварова[2]. Судя по изображению, скорее всего, до нас дошёл лишь фрагмент пелены.
В центре композиции пелены на фоне иерусалимской стены – гора Голгофа с возвышающимся на ней крестом и Орудия Страстей Господних: трость с губкой, смоченной в уксусе, и копье сотника. Вокруг креста надпись: «ЦРЬ СЛАВЫ IC XC NИКА» (Царь Славы Иисус Христос Победитель). Слева от креста – фигура святого преподобного Сергия Радонежского, изображенного традиционно со свитком в руке.
Сергий Радонежский (1314 или 1320–1392) – один из самых почитаемых на Руси святых, идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя московского Дмитрия Донского (1359–1389), преобразователь монашества и основатель Троице-Сергиевой лавры и ряда монастырей, ставших крупнейшими центрами духовной жизни, книжности и церковного искусства. Не случайно он был назван «игуменом земли Русской», озарившим путь к ее государственному и политическому возрождению.
Справа на пелене изображен святитель Николай Чудотворец в иконографическом типе Николы Можайского: с мечом и храмом в руках. Образ Николы Можайского известен на Руси с XV века и повторяет иконографию знаменитой деревянной скульптуры, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно церковному преданию, во время осады города монголами его защитникам явился святитель. Он «стоял» в воздухе над собором, держа в правой руке меч, а в левой – модель обнесенного крепостной стеной храма. Враг, испуганный этим видением, бежал; Можайск был избавлен от разгрома, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Это чудо положило начало прославлению скульптурного образа святого, ставшего главной святыней города.
Возможно, подвесная пелена предназначалась для суздальского Покровского девичьего монастыря. Суздальский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь, по легенде, был основан во исполнение обета суздальско-нижегородского князя Андрея Константиновича в 1364 году. Значительную роль в его создании сыграл святой Евфимий Суздальский (1316? – 1404/05), названный в Житии собеседником преподобного Сергия Радонежского. Со временем обитель вошла в историю благодаря многим женщинам царского и знатного происхождения, сосланным в монастырь и постриженным в монахини во время опалы.
В Описях монастыря 1597 года записано, что под образом «пречистые Богородицы Одигитрие» местного ряда иконостаса находилась пелена, в центре которой был вышит крест, «а около креста по сторонам Никола Чюдотворецъ да Сергеи преподобны». Историк А.С. Петров предположил, что пелена из собрания ГИМ располагалась под иконой Богоматери, с которой ее объединяла несохранившаяся кайма с известным богородичным песнопением: «а около пелены на тафте на багрово и слова шиты серебром о тебе радуется»[3].
[1] Петров А.С. Шитый образ под иконой. Изображения на подвесных пеленах // Церковное шитье в Древней Руси. М., 2010/ C. 77
[2] Каталог собрания древностей гр. А.С. Уварова. М., 1907. С. 164–165.
[3] Петров А.С. Там же. С. 81