Церковь христианских мучеников — Блог Исторического музея

Церковь христианских мучеников

Войдя на территорию Покровского собора, поднимите голову вверх и вы увидите бело-голубую главу одной из девяти верхних церквей Покровского собора. Она посвящена священномученику Киприану и мученице Иустине. Высокая (20,9 м) столпообразная церковь сохранила свой подлинный архитектурный вид XVI века.

Церковь святых Киприана и Иустины
Церковь святых Киприана и Иустины

Давайте теперь зайдём внутрь её. Церковь состоит из двух восьмериков и невысокого барабана, перекрытого глухим полусферическим сводом-скуфьёй. Грани нижнего восьмерика выделяют восемь белых полуколонн, увитых виноградной лозой. Полуколонны очерчивают границу первого восьмерика и переходят во второй. Границу между ярусами можно уловить лишь по горизонтальному карнизу.

Монументальная роспись церкви многоплановая. Она была выполнена в XVIII веке и состоит из шести ярусов. В нижнем изображены сцены жития святых Адриана и Наталии; выше – четыре большие композиции мученического подвига святых Киприана и Иустины. Восемь евангельских сцен над ними образуют праздничный чин, который восполняет отсутствие этого ряда в невысоком иконостасе. Следующий ярус монументальной живописи составляют 16 изображений мучениц, далее – пять библейских и два богородичных сюжета, объединенных единой темой пророчества о Богоматери и рождении Спасителя. Завершают живописное обрамление стен 16 священномучеников и образ Богоматери «Неопалимая Купина» в скуфье.

Интерьер церкви
Интерьер церкви

О том, как выглядел иконостас этой церкви в XVI столетии, сведений не сохранилось. Существующий ныне появился в XVIII в. Небольшой позолоченный иконостас украшен изысканной резьбой по левкасу. Он состоит всего из трёх ярусов, отличаясь от традиционных многоярусных высоких иконостасов, характерных для позднего времени.

Иконостас церкви святых Киприана и Иустины
Иконостас церкви святых Киприана и Иустины

Две нижние иконы подместного ряда представляют собой живописную цитату первых строк книги Бытия о Сотворении Мира: «Дух Божий носился над водою» и «Отделил Бог свет от тьмы». В местном ряду на северной алтарной двери изображён архангел Михаил. Это страж небесного царства и Архистратиг небесных сил, огненным мечом защищающий вход в пространство алтаря. С левой стороны от царских врат находится икона Богоматери с припадающим святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Владимирский князь положил начало празднования Покрова Богородицы на Руси 1 (14) октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана Грозного положили конец существованию Казанского ханства. И именно Покрову Богородицы посвящён центральный алтарь собора Василия Блаженного.

С правой стороны от царских врат находится икона «Спас Смоленский с припадающими преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским». Это особо почитаемый в Москве образ, главный из которых размещён совсем недалеко – на Спасской башне Московского Кремля.

Икона подместного ряда
Икона подместного ряда

Южную алтарную дверь занимает икона святых Адриана и Наталии в молении перед образом Владимирской Божией матери. Память святых мучеников празднуется 8 сентября, в тот же день чтут Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Состав местного ряда удивителен, в нём собраны особо почитаемые московские святыни: Спас Смоленский, Владимирская и Боголюбская иконы Богоматери.

Царские врата символически обозначают «вход в царство Божие», и по традиции на них мы видим Благовещение и четырех евангелистов. «Тайная Вечеря», как символ единения всех верующих, заключена в круглое обрамление в виде солнца с золотыми лучами.  Апостольский и пророческий чины сокращены до четырёх фигур: двух пророков и двух апостолов. Завершает иконостас Троица Новозаветная (Сопрестолие).

День памяти святых мучеников Киприана и Иустины православная церковь отмечает 15 октября, на которое в далёком 1552 г. пришлась завершающая битва Казанского похода. Вот почему в Покровском соборе появилось столь редкое для России посвящение престола – во имя святых, житие и мученический подвиг которых поистине удивительны.

В IV веке в Антиохии жил языческий мудрец, колдун Киприан, обладавший великой силой. Он умел управлять стихиями, насылал мор и язвы, многих погубил отравами и чародейством. Однажды обратился к нему юноша по имени Аглаид. Тот увидел девушку дивной красоты – Иустину и от любви потерял разум.

Иустина была христианкой, давшей обет о хранении девственной чистоты. Она отвечала Аглаиду отказом, говоря: «Жених мой – Христос, Ему я служу и ради него храню чистоту мою». Не желая смириться с отказом, Аглаид обратился за помощью к великому чародею, чтобы колдовством заполучить расположение юной девы. Но все заклинания оказались совершенно бесполезны. Киприан, увидев стойкость Иустины, пожелал сам принять христианство и посвятить себя церкви. Через год был удостоен епископского сана.

Случилось так, что Киприана и Иустину оклеветали и посадили в темницу, а затем подвергли нечеловеческим истязаниям и смерти от меча. Эту историю нам рассказывают четыре большие композиции во втором ярусе восьмерика.

Фрагменты настенной росписи со сценами мучеников Киприана и Иустины
Фрагменты настенной росписи со сценами мучеников Киприана и Иустины

В Покровском соборе, как и во всей Москве в древности неоднократно случались пожары. Храм постоянно нуждался в ремонте и поновлении. В   1786 году богатая вкладчица Наталья Хрущева пожертвовала большие средства на очередной ремонт церкви и изъявила желание, чтобы церковь была переосвящена в честь её небесных покровителей Адриана и Наталии. Так и было исполнено. Благодаря вкладу Натальи Михайловны, мы видим сегодня в церкви богатый иконостас и выполненную на высочайшем уровне монументальную роспись, включающую в себя изображения святых мучеников Адриана и Наталии, судьба которых не менее удивительна.

Фрагменты настенной росписи со сценами мучеников Адриана и Наталии
Фрагменты настенной росписи со сценами мучеников Адриана и Наталии

Жившие немного позже Киприана и Иустины Адриан и Наталия также прошли через суровые испытания. Они были мужем и женой. Язычник Адриан служил чиновником у императора Максимилиана – известного гонителя христиан. Наталья была тайной христианкой. Однажды, по доносу, были схвачены 23 христианских мужа, тайно молившихся в пещере. Их истязали, а затем привели в судебную палату. Увидев людей, покрытых страшными ранами, начальник палаты Адриан спросил, какую награду ожидают они от своего Бога за такие мучения. Они же ответили:

«Не видели того глаза, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Тогда Адриан сказал:

«Запишите и моё имя вместе с ними, потому что и я христианин».

Узнав о том, Наталия пришла в темницу, обняла любимого мужа и попросила быть мужественным, какие бы страдания не выпали на его долю. Адриана казнили вместе с другими христианами. Наталию же называют бескровной мученицей. Испытания, которые ей пришлось пережить, истерзали ее душу, но физически она не пролила крови.  Живописное свидетельство их подвига представлено в нижнем ярусе церкви.

Историческое название церкви вернули в 1920-е годы. И это несомненная заслуга специалистов, восстанавливавших исторический облик собора в советские атеистические годы. Церковь снова носит имя   священномученика Киприана и мученицы Иустины, а благодаря вкладу Натальи Михайловны Хрущевой увековечен подвиг святых мучеников Адриана и Наталии и вместе с ними – 16 мучениц и 16 священномучеников, что делает эту церковь просто уникальной, прославляющей подвиг стойкости духа всех священномучеников и мучениц, вынесших нечеловеческие страдания, но не отступивших от веры.