Войдя на территорию Покровского собора, поднимите голову вверх и вы увидите бело-голубую главу одной из девяти верхних церквей Покровского собора. Она посвящена священномученику Киприану и мученице Иустине. Высокая (20,9 м) столпообразная церковь сохранила свой подлинный архитектурный вид XVI века.
Давайте теперь зайдём внутрь её. Церковь состоит из двух восьмериков и невысокого барабана, перекрытого глухим полусферическим сводом-скуфьёй. Грани нижнего восьмерика выделяют восемь белых полуколонн, увитых виноградной лозой. Полуколонны очерчивают границу первого восьмерика и переходят во второй. Границу между ярусами можно уловить лишь по горизонтальному карнизу.
Монументальная роспись церкви многоплановая. Она была выполнена в XVIII веке и состоит из шести ярусов. В нижнем изображены сцены жития святых Адриана и Наталии; выше – четыре большие композиции мученического подвига святых Киприана и Иустины. Восемь евангельских сцен над ними образуют праздничный чин, который восполняет отсутствие этого ряда в невысоком иконостасе. Следующий ярус монументальной живописи составляют 16 изображений мучениц, далее – пять библейских и два богородичных сюжета, объединенных единой темой пророчества о Богоматери и рождении Спасителя. Завершают живописное обрамление стен 16 священномучеников и образ Богоматери «Неопалимая Купина» в скуфье.
О том, как выглядел иконостас этой церкви в XVI столетии, сведений не сохранилось. Существующий ныне появился в XVIII в. Небольшой позолоченный иконостас украшен изысканной резьбой по левкасу. Он состоит всего из трёх ярусов, отличаясь от традиционных многоярусных высоких иконостасов, характерных для позднего времени.
Две нижние иконы подместного ряда представляют собой живописную цитату первых строк книги Бытия о Сотворении Мира: «Дух Божий носился над водою» и «Отделил Бог свет от тьмы». В местном ряду на северной алтарной двери изображён архангел Михаил. Это страж небесного царства и Архистратиг небесных сил, огненным мечом защищающий вход в пространство алтаря. С левой стороны от царских врат находится икона Богоматери с припадающим святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Владимирский князь положил начало празднования Покрова Богородицы на Руси 1 (14) октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана Грозного положили конец существованию Казанского ханства. И именно Покрову Богородицы посвящён центральный алтарь собора Василия Блаженного.
С правой стороны от царских врат находится икона «Спас Смоленский с припадающими преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским». Это особо почитаемый в Москве образ, главный из которых размещён совсем недалеко – на Спасской башне Московского Кремля.
Южную алтарную дверь занимает икона святых Адриана и Наталии в молении перед образом Владимирской Божией матери. Память святых мучеников празднуется 8 сентября, в тот же день чтут Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Состав местного ряда удивителен, в нём собраны особо почитаемые московские святыни: Спас Смоленский, Владимирская и Боголюбская иконы Богоматери.
Царские врата символически обозначают «вход в царство Божие», и по традиции на них мы видим Благовещение и четырех евангелистов. «Тайная Вечеря», как символ единения всех верующих, заключена в круглое обрамление в виде солнца с золотыми лучами. Апостольский и пророческий чины сокращены до четырёх фигур: двух пророков и двух апостолов. Завершает иконостас Троица Новозаветная (Сопрестолие).
День памяти святых мучеников Киприана и Иустины православная церковь отмечает 15 октября, на которое в далёком 1552 г. пришлась завершающая битва Казанского похода. Вот почему в Покровском соборе появилось столь редкое для России посвящение престола – во имя святых, житие и мученический подвиг которых поистине удивительны.
В IV веке в Антиохии жил языческий мудрец, колдун Киприан, обладавший великой силой. Он умел управлять стихиями, насылал мор и язвы, многих погубил отравами и чародейством. Однажды обратился к нему юноша по имени Аглаид. Тот увидел девушку дивной красоты – Иустину и от любви потерял разум.
Иустина была христианкой, давшей обет о хранении девственной чистоты. Она отвечала Аглаиду отказом, говоря: «Жених мой – Христос, Ему я служу и ради него храню чистоту мою». Не желая смириться с отказом, Аглаид обратился за помощью к великому чародею, чтобы колдовством заполучить расположение юной девы. Но все заклинания оказались совершенно бесполезны. Киприан, увидев стойкость Иустины, пожелал сам принять христианство и посвятить себя церкви. Через год был удостоен епископского сана.
Случилось так, что Киприана и Иустину оклеветали и посадили в темницу, а затем подвергли нечеловеческим истязаниям и смерти от меча. Эту историю нам рассказывают четыре большие композиции во втором ярусе восьмерика.
В Покровском соборе, как и во всей Москве в древности неоднократно случались пожары. Храм постоянно нуждался в ремонте и поновлении. В 1786 году богатая вкладчица Наталья Хрущева пожертвовала большие средства на очередной ремонт церкви и изъявила желание, чтобы церковь была переосвящена в честь её небесных покровителей Адриана и Наталии. Так и было исполнено. Благодаря вкладу Натальи Михайловны, мы видим сегодня в церкви богатый иконостас и выполненную на высочайшем уровне монументальную роспись, включающую в себя изображения святых мучеников Адриана и Наталии, судьба которых не менее удивительна.
Жившие немного позже Киприана и Иустины Адриан и Наталия также прошли через суровые испытания. Они были мужем и женой. Язычник Адриан служил чиновником у императора Максимилиана – известного гонителя христиан. Наталья была тайной христианкой. Однажды, по доносу, были схвачены 23 христианских мужа, тайно молившихся в пещере. Их истязали, а затем привели в судебную палату. Увидев людей, покрытых страшными ранами, начальник палаты Адриан спросил, какую награду ожидают они от своего Бога за такие мучения. Они же ответили:
«Не видели того глаза, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Тогда Адриан сказал:
«Запишите и моё имя вместе с ними, потому что и я христианин».
Узнав о том, Наталия пришла в темницу, обняла любимого мужа и попросила быть мужественным, какие бы страдания не выпали на его долю. Адриана казнили вместе с другими христианами. Наталию же называют бескровной мученицей. Испытания, которые ей пришлось пережить, истерзали ее душу, но физически она не пролила крови. Живописное свидетельство их подвига представлено в нижнем ярусе церкви.
Историческое название церкви вернули в 1920-е годы. И это несомненная заслуга специалистов, восстанавливавших исторический облик собора в советские атеистические годы. Церковь снова носит имя священномученика Киприана и мученицы Иустины, а благодаря вкладу Натальи Михайловны Хрущевой увековечен подвиг святых мучеников Адриана и Наталии и вместе с ними – 16 мучениц и 16 священномучеников, что делает эту церковь просто уникальной, прославляющей подвиг стойкости духа всех священномучеников и мучениц, вынесших нечеловеческие страдания, но не отступивших от веры.