Вопреки расхожему представлению, собор Покрова что на Рву и храм Василия Блаженного это вовсе не одно и то же. Пусть расположены они настолько близко друг к другу, что являются единым целым, тем не менее обстоятельства их происхождения весьма различны.
Собор, возведенный в 1555–1561 гг. распоряжением первого русского царя Ивана Грозного, представляет собой единственный в истории отечественной архитектуры пример новаторски решенного памятного храма, уже одним только обликом своим отражающего важнейшие события государева похода на Казань 1552 года. Храм Василия Блаженного, пристроенный к Покровскому собору в 1588 году, в правление царя Федора Ивановича, тоже мемориальный, но увековечивает он не полководческие успехи правителя, а память о прославленном московском юродивом. Масштабы его гораздо скромнее, и уникальных композиционных или декоративных решений, которыми изобилует убранство самого собора, мы здесь не найдем, так как их возводили не только в разное время, но, скорее всего, и разные мастера.
Однако несмотря на то, что храм Василия Блаженного относится к концу XVI столетия, именно в нем сохранилась самая новая во всем ансамбле живопись. Конечно, «новая» она только для древнего собора – ее исполнили на рубеже XIX–XX вв., а своим нынешним ярким, красочным видом роспись обязана реставрационным работам 1990-х гг. Она неизменно привлекает к себе внимание гостей собора, и второй чаще всего задаваемый здесь вопрос связан именно с ней. Касается он странных крылатых существ красного цвета, изображенных в парусах церкви Василия Блаженного (парусом в архитектуре именуется переходный элемент от опоры – стены, колонны, столба – к световому барабану, могущий очертаниями действительно напоминать треугольный парус). Кто же в них изображен?
В традиционной живописной декорации древнерусского храма за некоторыми знаковыми архитектурными элементами закреплены определенные сюжеты или отдельные изображения: так, в своде, как правило, представлен Господь Вседержитель, на западной стене – Страшный суд, несущие колонны украшаются фигурами особо почитаемых святых, наглядно иллюстрируя метафору «столпы Церкви» и т.д. В этой образной системе паруса используются для изображения четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – записавших события земной жизни Иисуса Христа и таким образом распространивших Благую весть по четырем сторонам света (поэтому они традиционно изображаются со свитками, перьями и другими атрибутами средневекового переписчика).
Со временем в богословии за каждым из евангелистов закрепился собственный символ, представляемый в виде одного из апокалиптических существ, упоминаемых в четвертой главе Откровения Иоанна Богослова (Откр. 4:6–8) и еще раньше в ветхозаветной книге пророка Иезекииля (Иез. 1:4–28). Матфею соответствует ангел, Марку – крылатый «огнегривый» лев, Луке – крылатый телец и Иоанну – орел. Иногда в росписи парусов эти существа заменяют собой изображения евангелистов, но гораздо чаще – сопровождают. Именно такой вариант – парные образы в расположенных рядом медальонах – предстает перед гостями храма Василия Блаженного.
Послесловие.
Дабы избежать недомолвок и не оставить читателя в неведении, отметим в заключение, что в церкви Василия Блаженного чаще всего интересуются, действительно ли она находится над могилой святого.