Если спросить, из чего построен Покровский собор, в ответ услышишь, что из кирпича. Конечно, из кирпича, а еще из белого камня – в собор ведут каменные лестницы, но на фоне общего великолепия на них не сразу обращаешь внимание. И так ли все просто с кирпичом? Ведь на фасадах кирпич не виден, видна роспись под него. Почему же кирпичное здание еще и выкрашено под кирпич?
Из кирпича на Руси строили еще в домонгольское время. Только тогда он назывался по-другому – «плинфа». Это обожженный широкий плоский кирпич, по своей форме близкий к квадрату, который значительно шире, но тоньше привычного нам кирпича, обычно размером около 30,0 х 35,0 х 25,0 см.
Пришла плинфа на Русь из Византии и стала основным строительным материалом примерно для двух сотен известных монументальных памятников конца X – начала XIII в. в Новгороде, Смоленске, Переяславле Русском, Полоцке, Чернигове и, конечно, в Киеве. Из плинфы возводили храмы, жилые дома, оборонительные сооружения. Кто бывал в Киеве, несомненно, видел плинфу в кладке Золотых ворот, из нее же там были сложены фундамент несохранившейся Десятинной церкви и Софийский собор.
Во время Ордынского ига строительство из кирпича (плинфы) практически прекратилось и возобновилось только в конце XV века, но кирпич стал уже совершенно другим. Великий князь Иван III призвал итальянских мастеров, знакомых с новейшими приемами инженерного и архитектурного дела. С ними в Москву пришел и новый кирпич, из которого был возведен Московский Кремль, Успенский собор, колокольня «Иван Великий» и многие другие строения. В середине XVI века по указу царя Ивана Грозного построен государев храм – Покровский собор, тоже из кирпича.
Этот кирпич был намного прочнее плинфы, удобнее для строителей, но это был очень дорогой материал. В XV–XVI вв. позволить себе строительство из него мог только государь. Для защиты этого материала от атмосферных явлений стены покрывали штукатуркой, а потом расписывали под кирпич. Здание из красного кирпича в XVI веке – это красиво, модно, дорого и недоступно. Подобная роспись как бы обозначала и его статус: это государево строение.
К середине XVI века появилось уже много различных форм кирпича. При строительстве собора использовали кирпичи стандартного размера 25,0 х 12,0 х 6,5 см; маломерные 22,0 х 10 х 4 см, большемерные 30,0 х 14,0 х 8,0 см. Были и огромные кирпичи – 57 х 28 х 15 см, а кроме того, разнообразные по форме лекальные кирпичи. Именно они помогли сделать архитектурное убранство собора таким удивительно красивым и неповторимым.
Основные цвета собора – красный (кирпичный) и белый, так как Покровский собор построен из кирпича и белого камня. Из белого камня сложены многие архитектурные детали, которые одновременно придают собору нарядность. Лестницы, а главное – ленточный, то есть идущий под несущими стенами, фундамент и стоящий на нем цоколь также белокаменные.Фундамент из каменных плит появился не случайно.
Те, кто строил дачный дом, знают: чтобы стены не загнивали снизу, между фундаментом и стеной нужно обязательно проложить материал, не пропускающий воду, т.е. сделать гидроизоляцию. Многие, несомненно, видели кирпичные дома, у которых на верхних этажах, под крышей, выступают высолы. Их наличие как раз свидетельствует о том, что здание неправильно построено. Кирпич – пористый материал, который хорошо впитывает и даже втягивает воду. А обожженный кирпич через микропоры «всасывает» влагу, как хорошо растущее дерево. Она поднимается вверх и проявляется уже там, то есть разрушение кирпичных строений в таком случае начинается сверху, с появлением высолов и грибков. Этого можно избежать, если кирпичу не из чего будет тянуть влагу. Белый камень тоже пористый материал. Он пропитывается водой, но поры у него относительно большие, и она не поднимается вверх. Чтобы уберечь стены от дождевой воды, достаточно просто начать их возводить с того места, куда влага уже не достанет. Очевидно, что строившим собор мастерам этот секрет был хорошо знаком.
Когда смотришь на шатер, то видишь на нем множество цветных вставок, которые начинают блестеть и светиться, создавая непередаваемый эффект, если на них попадает солнце. Это различные по форме поливные керамические изразцы, сделанные, как и кирпичи, из глины. Они заделаны заподлицо, т.е. вмонтированы в кладку так, чтобы составлять с ней единое целое. Сейчас на шатре нет подлинных изразцов – это необыкновенно красивое убранство оказалось хрупким и недолговечным, поэтому реставраторы вынуждены были заменить их изготовленными вновь, точно соблюдая форму древних. Подлинные же образцы в настоящее время можно увидеть и сравнить с современными в экспозиции музея.