Из чего построен Покровский собор?

Если спросить, из чего построен Покровский собор, в ответ услышишь, что из кирпича. Конечно, из кирпича, а еще из белого камня – в собор ведут каменные лестницы, но на фоне общего великолепия на них не сразу обращаешь внимание. И так ли все просто с кирпичом?​ Ведь на фасадах кирпич не виден, видна роспись под него. Почему же кирпичное здание еще и выкрашено под кирпич?

Фасады Покровского собора, покрытые росписью под кирпич
Фасады Покровского собора, покрытые росписью под кирпич

Из кирпича на Руси строили еще в домонгольское время. Только тогда он назывался по-другому – «плинфа». Это обожженный широкий плоский кирпич, по своей форме близкий к квадрату, который значительно шире, но тоньше привычного нам кирпича, обычно размером около 30,0 х 35,0 х 25,0 см.​

Пришла плинфа на Русь из Византии и стала основным строительным материалом примерно для двух сотен известных монументальных памятников конца X – начала XIII в.​ в Новгороде, Смоленске, Переяславле Русском, Полоцке, Чернигове и, конечно, в Киеве. Из плинфы возводили храмы, жилые дома, оборонительные сооружения. Кто бывал в Киеве, несомненно, видел плинфу в кладке Золотых ворот, из нее же там были сложены​ фундамент несохранившейся Десятинной церкви и Софийский собор.

Во время Ордынского ига строительство из кирпича (плинфы) практически прекратилось и возобновилось только в конце XV века, но кирпич стал уже совершенно другим. Великий князь Иван III призвал итальянских мастеров, знакомых с новейшими приемами инженерного и архитектурного​ дела. С ними в Москву пришел и новый кирпич, из которого был возведен Московский Кремль, Успенский собор, колокольня «Иван Великий» и многие другие строения. В середине XVI века по указу царя Ивана Грозного построен государев храм – Покровский собор, тоже из кирпича.

Этот кирпич был намного прочнее плинфы, удобнее для строителей, но это был очень дорогой материал. В XV–XVI вв. позволить себе​ строительство из него мог только государь. Для защиты этого материала от атмосферных явлений стены покрывали штукатуркой, а потом расписывали под кирпич. Здание из красного кирпича в XVI веке – это красиво, модно, дорого и недоступно. Подобная роспись как бы обозначала и его статус: это государево строение.

Кирпичная кладка свода церкви Святой Троицы
Кирпичная кладка свода церкви Святой Троицы

К середине XVI века появилось уже много различных форм кирпича. При строительстве собора использовали кирпичи стандартного размера 25,0 х 12,0 х 6,5 см; маломерные ​ 22,0 х 10 х 4 см, большемерные 30,0 х 14,0 х 8,0 см. Были и огромные кирпичи – 57 х 28 х 15 см, а кроме того, разнообразные по форме лекальные кирпичи. Именно они помогли сделать архитектурное убранство собора таким удивительно красивым и неповторимым.

Лекальные кирпичи южного портала центральной церкви
Лекальные кирпичи южного портала центральной церкви

Основные цвета собора – красный (кирпичный) и белый, так как ​Покровский собор построен из кирпича и белого камня.  Из белого камня сложены многие архитектурные детали, которые одновременно придают собору нарядность. Лестницы, а главное –​ ленточный, то есть идущий под несущими стенами, фундамент и стоящий на нем цоколь также белокаменные.​Фундамент из каменных плит появился не случайно.

Белокаменный цоколь Покровского собора
Белокаменный цоколь Покровского собора

Те, кто строил дачный дом, знают: чтобы стены не загнивали снизу, между фундаментом и стеной нужно обязательно проложить материал, не пропускающий воду, т.е. сделать гидроизоляцию. Многие, несомненно, видели кирпичные дома, у которых на верхних этажах, под крышей, выступают высолы. Их наличие как раз свидетельствует о том, что здание неправильно построено. Кирпич – пористый материал, который хорошо впитывает и даже втягивает воду. А обожженный кирпич через микропоры «всасывает» влагу, как хорошо растущее дерево. Она поднимается вверх и проявляется уже там, то есть разрушение кирпичных строений в таком случае начинается сверху, с появлением высолов и грибков. Этого можно избежать, если кирпичу не из чего будет тянуть влагу. Белый камень тоже пористый материал. Он пропитывается водой, но поры у него относительно большие, и она не поднимается вверх. Чтобы уберечь стены от дождевой воды, достаточно просто начать их возводить с того места, куда влага уже не достанет. Очевидно, что строившим собор мастерам этот секрет был хорошо знаком.

Керамические изразцы на шатре центральной церкви
Керамические изразцы на шатре центральной церкви

Когда​ смотришь на шатер, то видишь на нем множество цветных вставок, которые начинают блестеть и светиться, создавая непередаваемый эффект, если на них попадает солнце. Это различные по форме поливные керамические изразцы, сделанные, как и кирпичи, из глины. Они заделаны заподлицо, т.е. вмонтированы в кладку так, чтобы составлять с ней единое целое. Сейчас на шатре нет подлинных изразцов – это необыкновенно красивое убранство оказалось хрупким и недолговечным, поэтому реставраторы вынуждены были заменить их изготовленными вновь, точно соблюдая форму древних. Подлинные же образцы в настоящее время можно увидеть и сравнить с современными в экспозиции музея.