В зале Исторического музея, посвящённом внешней политике и вооружённым силам России в XVI–XVII вв., располагается несколько удивительных портретов и картин. Связаны они со Смутным временем, одной из самых запутанных эпох в истории нашей страны, а также с человеком, который во многом определил развитие событий на несколько лет вперёд.
По всей России пронёсся слух о возвращении «царя». Многие стали присоединяться к Лжедмитрию: кто-то желал восстановить законную династию, кто-то хотел низвергнуть с престола непопулярного царя Бориса Годунова, а кто-то желал приключений, славы или богатства.
Несмотря на ряд поражений, Лжедмитрий I сумел закрепиться в юго-западных районах страны. Однако случилось непредвиденное: внезапная смерть Бориса Годунова и гибель царя Фёдора Борисовича от рук мятежников открыли самозванцу дорогу на Москву. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I вошёл в столицу, а 21 июля венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля, позднее венчав свою супругу Марину Мнишек, дочь упомянутого воеводы Юрия Мнишека.
Вскоре многие сторонники «царя Димитрия» осознали ошибочность своего выбора. Русских бояр возмущали его нравы, суждения и даже внешний вид, запечатлённый на портрете. В народе тем временем ходили слухи, что «царь» собирается ввести католицизм в России. Более того, Лжедмитрий не выполнил обещаний полякам, которых он оставил при себе в Москве. Результат всеобщего недовольства не заставил себя долго ждать –Лжедмитрий I был убит 17 мая 1606 г. в результате боярского заговора во главе с высокопоставленным боярином Василием Шуйским.
Пока в России происходили вышеизложенные события, в Польше неизвестный художник завершал работу над ростовыми парадными портретами Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Эти портреты предназначались для Вавельского замка в Кракове, причём сам мастер, скорее всего, вживую видел тех, кого изображал. Стоит отметить, что европейская традиция подразумевала создание парадных портретов глав значимых семейств или знаменитых людей того или иного рода. К XVII в. эта традиция проникла и в Польшу. Судя по всему, ещё в первой четверти XVII столетия один из членов семьи Мнишеков, узнав о коронации своей родственницы русской царицей, решил увековечить память этого события в истории рода. Для этого он заказал копию ростовых портретов.
Примерно в это же время разные художники создали три сюжетных полотна, иллюстрирующих заочное обручение Лжедмитрия I и Марины Мнишек в Кракове и коронационные торжества в Москве в их честь. На картине с обручением можно заметить самых знаменитых поляков эпохи начала XVII в. Например, примаса польской католической церкви — кардинала Бернарда Мацеевского, который и проводил это обручение.
Свадебный поезд с Мариной Мнишек отправился из Самбора в марте 1606 г., в его составе было свыше двух тысяч человек. Дорога в Москву заняла более двух месяцев. На подъезде к городу, который тщательно готовился к встрече, были установлены шатры и выстроен почётный караул. Навстречу невесте Лжедмитрий выслал новую карету и 12 великолепных лошадей. 3 мая Марина Мнишек торжественно въехала в столицу в сопровождении пышной свиты.
8 мая в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование и венчание «царя Дмитрия Ивановича» и Марины Мнишек. После обряда первая и единственная в XVII в. коронованная русская царица получила имя Мария Юрьевна. Дружкой (представителем жениха) на свадьбе был мечник Михаил Скопин-Шуйский, тысяцким (распорядителем) – князь Василий Иванович Шуйский, либо, согласно другим сведениям, глава Боярской думы князь Фёдор Иванович Мстиславский. Справа от «чертожного места», где происходит коронование, среди участников торжеств находятся митрополит Новгородский и митрополит Ростовский Филарет – отец будущего первого царя династии Романовых Михаила Фёдоровича. Вышеперечисленные исторические личности впоследствии стали знаменитыми деятелями Смутного времени.
Любопытно, что авторы этих картин, судя по всему, не бывали в Москве. Например, на картине въезда Марины Мнишек город представлен как замок из красного кирпича, совсем не похожий на Москву: он стоит на холмах, но при этом холмы над ним нависают. Более того, замок стоит на берегу моря.
Так сложилась живописная серия, прославляющая Марину Мнишек, жену «Дмитрия, императора Московского». Картины сохранились в Вишневецком замке, главной резиденции княжеского рода Вишневецких, перешедшего в середине XVIII в. во владение рода Мнишеков.
В XIX в. Вишневецкий замок переходил от одного владельца к другому. Во время путешествия по Волыни картины приобрёл цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1882 г. пять полотен были переданы в Исторический музей. Изначально музей находился в ведении наследника цесаревича, оттого именно Александр Александрович уделил особенное внимание наполнению собрания музея уникальными памятниками. Их размещение потребовало некоторых изменений внутри здания музея – в зале, где планировали выставлять портреты и картины, были специально выполнены небольшие углубления в стенах.
В какой-то момент по неизвестной причине портретам Лжедмитрия и Марины Мнишек была придана круглая форма, которую можно увидеть и по сей день.
Автор — Кирилл Клопков, методист по музейно-образовательной деятельности