Портреты Лжедмитрия I и Марины Мнишек из собрания Исторического музея

В зале Исторического музея, посвящённом внешней политике и вооружённым силам России в XVI–XVII вв., располагается несколько удивительных портретов и картин. Связаны они со Смутным временем, одной из самых запутанных эпох в истории нашей страны, а также с человеком, который во многом определил развитие событий на несколько лет вперёд.

Портрет Лжедмитрия I. Неизвестный художник. Первая половина XVII в.
Портрет Лжедмитрия I. Неизвестный художник. Первая половина XVII в.

По всей России пронёсся слух о возвращении «царя». Многие стали присоединяться к Лжедмитрию: кто-то желал восстановить законную династию, кто-то хотел низвергнуть с престола непопулярного царя Бориса Годунова, а кто-то желал приключений, славы или богатства.

Несмотря на ряд поражений, Лжедмитрий I сумел закрепиться в юго-западных районах страны. Однако случилось непредвиденное: внезапная смерть Бориса Годунова и гибель царя Фёдора Борисовича от рук мятежников открыли самозванцу дорогу на Москву. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I вошёл в столицу, а 21 июля венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля, позднее венчав свою супругу Марину Мнишек, дочь упомянутого воеводы Юрия Мнишека.

Портрет Марины Мнишек. Неизвестный художник. Первая половина XVII века
Портрет Марины Мнишек. Неизвестный художник. Первая половина XVII века

Вскоре многие сторонники «царя Димитрия» осознали ошибочность своего выбора. Русских бояр возмущали его нравы, суждения и даже внешний вид, запечатлённый на портрете. В народе тем временем ходили слухи, что «царь» собирается ввести католицизм в России. Более того, Лжедмитрий не выполнил обещаний полякам, которых он оставил при себе в Москве. Результат всеобщего недовольства не заставил себя долго ждать –Лжедмитрий I был убит 17 мая 1606 г. в результате боярского заговора во главе с высокопоставленным боярином Василием Шуйским.

Пока в России происходили вышеизложенные события, в Польше неизвестный художник завершал работу над ростовыми парадными портретами Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Эти портреты предназначались для Вавельского замка в Кракове, причём сам мастер, скорее всего, вживую видел тех, кого изображал. Стоит отметить, что европейская традиция подразумевала создание парадных портретов глав значимых семейств или знаменитых людей того или иного рода. К XVII в. эта традиция проникла и в Польшу. Судя по всему, ещё в первой четверти XVII столетия один из членов семьи Мнишеков, узнав о коронации своей родственницы русской царицей, решил увековечить память этого события в истории рода. Для этого он заказал копию ростовых портретов.

Примерно в это же время разные художники создали три сюжетных полотна, иллюстрирующих заочное обручение Лжедмитрия I и Марины Мнишек в Кракове и коронационные торжества в Москве в их честь. На картине с обручением можно заметить самых знаменитых поляков эпохи начала XVII в. Например, примаса польской католической церкви — кардинала Бернарда Мацеевского, который и проводил это обручение.

Обручение Марины Мнишек в Лжедмитрием I в Кракове 22 ноября 1605 года. Неизвестный художник. XVII в.
Обручение Марины Мнишек в Лжедмитрием I в Кракове 22 ноября 1605 года. Неизвестный художник. XVII в.

Свадебный поезд с Мариной Мнишек отправился из Самбора в марте 1606 г., в его составе было свыше двух тысяч человек. Дорога в Москву заняла более двух месяцев. На подъезде к городу, который тщательно готовился к встрече, были установлены шатры и выстроен почётный караул. Навстречу невесте Лжедмитрий выслал новую карету и 12 великолепных лошадей. 3 мая Марина Мнишек торжественно въехала в столицу в сопровождении пышной свиты.

Въезд Марины Мнишек в Москву. Неизвестный художник. XVII в.
Въезд Марины Мнишек в Москву. Неизвестный художник. XVII в.

8 мая в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование и венчание «царя Дмитрия Ивановича» и Марины Мнишек. После обряда первая и единственная в XVII в. коронованная русская царица получила имя Мария Юрьевна. Дружкой (представителем жениха) на свадьбе был мечник Михаил Скопин-Шуйский, тысяцким (распорядителем) – князь Василий Иванович Шуйский, либо, согласно другим сведениям, глава Боярской думы князь Фёдор Иванович Мстиславский. Справа от «чертожного места», где происходит коронование, среди участников торжеств находятся митрополит Новгородский и митрополит Ростовский Филарет – отец будущего первого царя династии Романовых Михаила Фёдоровича. Вышеперечисленные исторические личности впоследствии стали знаменитыми деятелями Смутного времени.

Венчание Марины Мнишек и Лжедмитрия в Москве 8 мая 1606 г. Неизвестный художник. XVII в.
Венчание Марины Мнишек и Лжедмитрия в Москве 8 мая 1606 г. Неизвестный художник. XVII в.

Любопытно, что авторы этих картин, судя по всему, не бывали в Москве. Например, на картине въезда Марины Мнишек город представлен как замок из красного кирпича, совсем не похожий на Москву: он стоит на холмах, но при этом холмы над ним нависают. Более того, замок стоит на берегу моря.

Так сложилась живописная серия, прославляющая Марину Мнишек, жену «Дмитрия, императора Московского». Картины сохранились в Вишневецком замке, главной резиденции княжеского рода Вишневецких, перешедшего в середине XVIII в. во владение рода Мнишеков.

В XIX в. Вишневецкий замок переходил от одного владельца к другому. Во время путешествия по Волыни картины приобрёл цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III). В 1882 г. пять полотен были переданы в Исторический музей. Изначально музей находился в ведении наследника цесаревича, оттого именно Александр Александрович уделил особенное внимание наполнению собрания музея уникальными памятниками. Их размещение потребовало некоторых изменений внутри здания музея – в зале, где планировали выставлять портреты и картины, были специально выполнены небольшие углубления в стенах.

В какой-то момент по неизвестной причине портретам Лжедмитрия и Марины Мнишек была придана круглая форма, которую можно увидеть и по сей день.

Автор — Кирилл Клопков, методист по музейно-образовательной деятельности