В 1770-е гг. в двух церквах Покровского собора – главной Покровской и западной Входа Господня в Иерусалим – произошла замена иконостасов на новые. Последние поступили из Московского Кремля. Две церкви: святого князя Александра Невского и Черниговских чудотворцев близ Тайницкой башни были освящены в 1683 году. Не простояв и столетия, в 1772 г. оба храма были разобраны при подготовке к строительству Кремлёвского дворца по проекту В. Баженова. Архиепископ Московский Амвросий так объяснил своё решение:
«Находившиеся же в соборе, к разборке назначенном, два иконостаса и утварь за благо я раcсудил… отдать в собор Покрова Пресвятыя Богородицы что на Рву, по причине сколько известных истории, столько скудных иконостасами и утварью двух тамошних церквей Покрова и Входа в Иерусалим, где оные свободно могут быть помещены».
В Покровской церкви собора был установлен иконостас из церкви Черниговских чудотворцев, находящийся там и поныне. Мы не знаем, каков был первоначальный состав икон, но то, что он был изменён при переносе иконостаса, не подлежит сомнению. Скорее всего, места икон Михаила и Федора Черниговских, в местном ряду заняли знаковые для Покровского собора святые блаженные Василий и Иоанн.
В местном же ряду иконостаса слева от царских врат помещена икона Христа необычного извода. Среди множества иконографических типов Спасителя нас будут интересовать два из них: Спас Великий Архиерей и Спас Царь Царей.
Спас Великий Архиерей близок типу Спаса на престоле. Христос восседает на троне, правая его рука благословляет, в левой – раскрытое Евангелие. Отличительным признаком является архиерейское облачение Спасителя: саккос (евр. «рубище», считается одеждой покаяния и смирения), большой омофор и митра. Иногда присутствует святительский посох. В данном изводе Христос предстает в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя, на основе ветхозаветного пророчества:
«Ты, священник, вовек по чину Мельхиседека»
(Пс.109:4), комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу (Евр 5:10). Первые изображения Спасителя в образе Великого архиерея известны с XIII в. (Афон), на Руси – с XV в.
В иконографии Царь Царей Спаситель имеет атрибуты царской власти: одет в далматик с расшитым золотом оплечьем, на голове – царский венец (или шапка), в руках – скипетр и держава. Обоснование данного иконографического извода находим в Откровении Иоанна Богослова, который называет Христа «Царем святых» (Откр. 15:3): «На одежде и на бедре Его написано имя:
«Царь царей и Господь господствующих»
(Откр 19:16). Как правило, иконы Христа в виде Великого Архиерея и Царя Царей с XVIII в. входят в состав деисусного чина иконостаса.
Самостоятельно икону подобных иконографических типов можно увидеть редко. Икона из местного ряда Покровской церкви как раз относится к их числу. Она имеет внушительные размеры: 1,42 × 1,0 м, обрамлена в резную деревянную раму, по бокам витые деревянные колонны с композитными капителями. На богатом резном барочного типа троне сидит Спаситель в священнической одежде, расшитой и украшенной жемчугом, на его голове – патриаршая митра (греч. «пояс, головная повязка»). В правой руке – скипетр, в левой – держава.
Вверху иконы есть надпись: «Господь Вседержитель», что означает по-гречески Пантократор; первая часть слова переводится как «всё», вторая – «сила», то есть Всесильный, Всемогущий. Этот термин встречается в Ветхом Завете. Древние евреи называли так своего живого Бога, которому они поклонялись. Затем этот эпитет перешел к Иисусу Христу.
Редкая икона из Покровской церкви представляет смешанный тип изображения Христа как Первосвященника (тип Великий архиерей) и Небесного царя (тип Царь Царей). При внимательном взгляде на икону можно увидеть выступающую из-под державы раскрытую книгу, а в левом верхнем углу – часть посоха. Выполненные ранее реставраторами раскрытия иконы показали, что под верхним красочным слоем есть ещё один. Первоначально в левой руке Спаситель держал раскрытое Евангелие, а в правой – вероятно, святительский посох. Это означает, что первоначально икона относилась к изводу Спас – Великий Архиерей.
В древности частые поновления икон не всегда походили на современную строгую реставрацию с сохранением видимого красочного слоя. Иногда икона находилась в таком гибнущем состоянии, что иконописец с трудом мог разобрать, что же именно было изображено на ней, особенно в отношении атрибутов святого. Известны случаи, когда на старой доске, которая по своим качествам была гораздо лучше новой, переписывали полностью сюжет. Вот почему реставраторы иногда оставляют на иконах свидетельства их длительного бытования и изменений первоначального замысла творца.