«Неистовый Виссарион»: ко дню рождения Белинского — Блог Исторического музея

«Неистовый Виссарион»: ко дню рождения Белинского

11 июня (30 мая по старому стилю) 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский — литературный критик, публицист, философ.

Портрет Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848). Астафьев И.А. 1881 г.
Портрет Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848). Астафьев И.А. 1881 г.

Будущий критик родился в крепости Свеаборг, входившей в состав Великого Княжества Финляндского, в семье врача Григория Белынского и Марии Ивановны, дочери шкипера. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала на родину отца — в Пензенскую губернию, где Григорий получил должность уездного лекаря в городе Чембаре, а позднее дослужился до чина коллежского асессора, дававшего потомственное дворянство.

Виссарион, с детства проявлявший интерес к литературе,  учился в местном училище, затем — три с половиной года в гимназии. Мечтой юноши было поступление в Московский университет, однако семья не располагала средствами для его содержания в Москве. Тем не менее, в 1829 году Белинский (фамилию он сменил при поступлении на более благозвучную) был зачислен на словесное отделение философского факультета Московского университета. В комнате Виссариона в общежитии начинает формироваться кружок студентов-разночинцев «Литературное общество 11-го нумера», куда входили Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. Юноши зачитывали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Позднее Белинский станет активным участников кружка Станкевича, созданного в 1833 году и ставшего центром притяжения будущих западников и славянофилов.

Первое литературное произведение Белинского — драма «Дмитрий Калинин» на тему крепостничества, не только не была допущена цензурным комитетом к печати, но и привела к его отчислению в сентябре 1832 года «по слабости здоровья и притом по ограниченности способностей». С детства слабое здоровье усугублялось бедственным положением и запретами властей на печать произведений. Перебиваясь переводами бульварных романов и частными уроками, уже в 1834 году Белинский начинает сотрудничать с журналом «Телескоп», издаваемым профессором Московского университета Н.И. Надеждиным. Именно в этом журнале Белинский дебютирует как критик: его статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе» представляет собой обзор исторического развития русской литературы. Белинский заключает, что литературы в России нет, есть лишь некоторое количество писателей, и пророчит будущий успех русской литературы. Затем следуют обозрения на произведения Гоголя, Баратынского, Бенедиктова, Кольцова и многих других. Благодаря страстному тону, искренней увлеченности своим предметом и стремлением к истине, буквально пронизывающими все произведения Белинского, он заслужил не только любовь читателей, но и прозвище «Неистовый Виссарион».

Публикация в печати: «Некрасов у больного Белинского». Кон. XIX - нач. XX вв.
Публикация в печати: «Некрасов у больного Белинского». Кон. XIX — нач. XX вв.

С «Телескопом» критик сотрудничал до его закрытия в 1836 году за публикацию  скандальных «Философических писем» П. Я. Чаадаева. Надеждин был отправлен в ссылку, Чаадаев — в сумасшедший дом.

Белинский устраивается работать в журнал «Московский наблюдатель». В 1838 году, приняв предложение И. И. Панаева, он переезжает в Петербург и возглавляет критический отдел в журнале «Отечественные записки». В середине 1830-х гг. здоровье его все ухудшается; на лечение уходит львиная доля средств, долги постоянно растут.

С приходом Белинского журнал «Отечественные записки» становится номером один в литературе, а для самого критика наступает эпоха расцвета. Он писал о театре и молодых современных литераторах, создавал библиографические и политические заметки, очерки, объединившие историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина. Как литературный критик Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения.

Портрет Белинского В.Г. Начало XX в.
Портрет Белинского В.Г. Начало XX в.

В 1845 году Белинский снова тяжело заболел, отношения в редакции расстроились, и ему пришлось уйти из «Отечественных записок». После непродолжительного лечения, вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», где вышла только одна его крупная статья — «Обозрение литературы 1847 года». Болезнь забирала все силы и средства критика, лечение за границей не помогало.

В 1848 году Белинский скончался и был похоронен на Волковском кладбище. Там же в 1861 году похоронят Николая Добролюбова, и место станет популярным среди литераторов и критиков, получив название «Литераторские мостки».

Вид могилы Н.А. Добролюбова на Волковом кладбище в Петербурге в год его смерти. Рядом - могила В.Г. Белинского. Неизвестный художник, конец XIX в.
Вид могилы Н.А. Добролюбова на Волковом кладбище в Петербурге в год его смерти. Рядом — могила В.Г. Белинского. Неизвестный художник, конец XIX в.

Статьи Белинского и сегодня считаются образцами критической литературы. Ему принадлежит множество цитат и афоризмов. Одна из самых известных:

«Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время».