11 июня (30 мая по старому стилю) 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский — литературный критик, публицист, философ.
Будущий критик родился в крепости Свеаборг, входившей в состав Великого Княжества Финляндского, в семье врача Григория Белынского и Марии Ивановны, дочери шкипера. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала на родину отца — в Пензенскую губернию, где Григорий получил должность уездного лекаря в городе Чембаре, а позднее дослужился до чина коллежского асессора, дававшего потомственное дворянство.
Виссарион, с детства проявлявший интерес к литературе, учился в местном училище, затем — три с половиной года в гимназии. Мечтой юноши было поступление в Московский университет, однако семья не располагала средствами для его содержания в Москве. Тем не менее, в 1829 году Белинский (фамилию он сменил при поступлении на более благозвучную) был зачислен на словесное отделение философского факультета Московского университета. В комнате Виссариона в общежитии начинает формироваться кружок студентов-разночинцев «Литературное общество 11-го нумера», куда входили Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Евгений Корш, Николай Кетчер. Юноши зачитывали собственные произведения и обсуждали проблемы политической, общественной и литературной жизни России. Позднее Белинский станет активным участников кружка Станкевича, созданного в 1833 году и ставшего центром притяжения будущих западников и славянофилов.
Первое литературное произведение Белинского — драма «Дмитрий Калинин» на тему крепостничества, не только не была допущена цензурным комитетом к печати, но и привела к его отчислению в сентябре 1832 года «по слабости здоровья и притом по ограниченности способностей». С детства слабое здоровье усугублялось бедственным положением и запретами властей на печать произведений. Перебиваясь переводами бульварных романов и частными уроками, уже в 1834 году Белинский начинает сотрудничать с журналом «Телескоп», издаваемым профессором Московского университета Н.И. Надеждиным. Именно в этом журнале Белинский дебютирует как критик: его статья «Литературные мечтания. Элегия в прозе» представляет собой обзор исторического развития русской литературы. Белинский заключает, что литературы в России нет, есть лишь некоторое количество писателей, и пророчит будущий успех русской литературы. Затем следуют обозрения на произведения Гоголя, Баратынского, Бенедиктова, Кольцова и многих других. Благодаря страстному тону, искренней увлеченности своим предметом и стремлением к истине, буквально пронизывающими все произведения Белинского, он заслужил не только любовь читателей, но и прозвище «Неистовый Виссарион».
С «Телескопом» критик сотрудничал до его закрытия в 1836 году за публикацию скандальных «Философических писем» П. Я. Чаадаева. Надеждин был отправлен в ссылку, Чаадаев — в сумасшедший дом.
Белинский устраивается работать в журнал «Московский наблюдатель». В 1838 году, приняв предложение И. И. Панаева, он переезжает в Петербург и возглавляет критический отдел в журнале «Отечественные записки». В середине 1830-х гг. здоровье его все ухудшается; на лечение уходит львиная доля средств, долги постоянно растут.
С приходом Белинского журнал «Отечественные записки» становится номером один в литературе, а для самого критика наступает эпоха расцвета. Он писал о театре и молодых современных литераторах, создавал библиографические и политические заметки, очерки, объединившие историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Александра Пушкина. Как литературный критик Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения.
В 1845 году Белинский снова тяжело заболел, отношения в редакции расстроились, и ему пришлось уйти из «Отечественных записок». После непродолжительного лечения, вернувшись в Петербург, Белинский устроился в журнал «Современник», где вышла только одна его крупная статья — «Обозрение литературы 1847 года». Болезнь забирала все силы и средства критика, лечение за границей не помогало.
В 1848 году Белинский скончался и был похоронен на Волковском кладбище. Там же в 1861 году похоронят Николая Добролюбова, и место станет популярным среди литераторов и критиков, получив название «Литераторские мостки».
Статьи Белинского и сегодня считаются образцами критической литературы. Ему принадлежит множество цитат и афоризмов. Одна из самых известных:
«Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время».