Античное признание в любви — Блог Исторического музея

Античное признание в любви

Резные камни с изображениями (геммы) зачастую служили вставками в перстни и пользовались широкой популярностью в эпоху античности. В ходе археологических экспедиций ученым нередко встречаются подобные изделия небольших размеров, которые затем становятся гордостью музейных коллекций. На данный момент собрание Исторического музея насчитывает несколько десятков инталий и камей, украшений с углубленными и объемными изображениями.

Гемма с изображением двух рук в пожатии. III в. до н.э. – III в. н.э. Сердолик. Ольвия
Гемма с изображением двух рук в пожатии. III в. до н.э. – III в. н.э. Сердолик. Ольвия

Для историков и археологов предметы глиптики служат вещественными источниками о жизни людей в античных поселениях. Небольшое изображение может поведать о статусе владельца и его религиозных предпочтениях, о вере людей прошлого в защитные свойства камней и избранных сюжетов. Некоторые мотивы порой позволяют говорить об экономических и политических связях регионов. Остается вопрос, могут ли изображения на вставках перстней служить источником наших знаний о человеческих взаимоотношениях?

Дружеские и тем более романтические отношения на протяжении всей истории человечества относятся к чему–то очень личному и скрытому от посторонних глаз. Признания в любви очень интимны, чаще всего это тайна разделенная между двумя влюбленными, но археологи могут узнать все или почти все, не случайно их называют детективами прошлого.

Сегодня мы познакомимся с группой перстней с определенным сюжетом изображения – две руки в рукопожатии. Как считают исследователи, через дарение подобных украшений юноши выражали свои чувства или даже делали предложение. Рукопожатия считались символом согласия или брака и часто помещались на золотые «обручальные» кольца III в. в сопровождении подписи ὁμονοια (гармония). Любопытно подчеркнуть, что надписи на подобных предметах выполнены почти всегда на древнегреческом языке, даже если изделия были обнаружены на территории преимущественно латинизированной Римской империи. Вероятно, это указывает на использование греческого языка среди более грамотных высших классов. Кроме того, на греческом языке воспроизводились тексты любовной литературы и соответствующие надписи на произведениях прикладного искусства того времени.

Сюжет «рукопожатия» получил широкое распространение во многих областях античного мира, в том числе и на территории Северного Причерноморья, где находились греческие поселения. Сюжет повторяется в изделиях из бронзы, серебра, золота и даже железа, что говорит о его популярности среди всех слоев населения. Сами резные камни встречаются разных видов. Так, в собрании Исторического музея хранятся вставки из стекла, сердолика, агата и пр. К слову, причины предпочтения одних материалов для вставок другим неоднозначны. Древнегреческий писатель I в. н.э. Плиний в своем известном труде «Естественная история» об агате, к примеру, писал так:

«Агат раньше ценился высоко, а теперь — нисколько; <…> Называется он и священным, потому что думают, будто он помогает от укусов пауков и скорпионов» (Plin. XXXVII. LIV.139).

Известно, что изначально перстни с резными изображениями служили в качестве печати, т. е. личной подписи владельца. Примерно с III–II вв. до н.э. подобные украшения все чаще стали использоваться в качестве небольших амулетов, что подтверждается наличием сюжета «рукопожатия» на камеях.

Камея с изображением двух рук в пожатии. III в. до н.э. – III в. н.э. Агат, оникс. Российская империя, Таврическая губ., г. Керчь
Камея с изображением двух рук в пожатии. III в. до н.э. – III в. н.э. Агат, оникс. Российская империя, Таврическая губ., г. Керчь

В античное время камеи служили главным образом предметом женского туалета. Их вставляли в броши, медальоны, подвески, перстни, нанизывали в ожерелья. В отличие от инталии, камея не имела практического значения и несла в себе декоративную функцию, но камеи были не просто украшениями. Рельефные геммы носили в качестве оберегов от зла и символов любви.

Гемма с изображениемдвух рук в пожатии, которые держат два колоса и маковую головку (?) на стебле. III в. до н.э. – III в. н.э. Стекло. Российская империя, Таврическая губ., Симферопольский уезд, г. Севастополь
Гемма с изображениемдвух рук в пожатии, которые держат два колоса и маковую головку (?) на стебле. III в. до н.э. – III в. н.э. Стекло. Российская империя, Таврическая губ., Симферопольский уезд, г. Севастополь

Некоторые изображения «рукопожатия» сопровождаются дополнительными изобразительными элементами. На стеклянной вставке, обнаруженной на территории Севастополя, две руки сомкнуты вокруг двух колосьев пшеницы и предположительно маковой головки. Объяснить это можно тем, что колосья и маки связывались с плодородием и богатством. Мак являлся важным атрибутом греческой богини супружества Геры (римской Юноны), с этим растением порой изображали и богиню плодородия Деметру. Можно заключить, что маки и колосья дополняли и подчеркивали значение двух сомкнутых в рукопожатии рук как символа любви и вечного союза.

Таким образом, археологический памятник весьма скромных размеров порой может поведать современному человеку даже о таком сюжете, как любовные отношения между людьми прошлого.

Использованная литература:

  1. Арсентьева Е.И., Горская О.В.Античные ювелирные изделия из частных собраний. Кольца и перстни. Каталог коллекции.СПб., 2019. 196 с.
  2. Molesworth H., Henig M. Love and Passion. Personal Cameos in Late Antiquity from the Content Collection / Gems of Heaven Recent Research on Engraved Gemstones in Late Antiquity, AD 200–600.L., 2011. P.179–185.
  3. Spier J. Ancient Gems and Finger Rings: Catalogue of the Collections of the J. Paul Getty Museum. Malibu,P.142, il.394.