«Сколько раз я замечал влияние жилища на характер и настроение! Бывают комнаты, в которых всегда чувствуешь себя дураком; в других, напротив, всегда бываешь в ударе. Одни нагоняют тоску, хотя бы они были светлые, белые с позолотой; другие почему-то веселят, несмотря на спокойные тона обивки. У нашего глаза, как и у сердца, есть свои пристрастия и глубокие антипатии, в которые мы часто не бываем посвящены, но все же они воздействуют на наше настроение тайно, украдкой. Общий стиль обстановки, гармония мебели и стен непосредственно влияют на нашу духовную природу, как лесной, горный или морской воздух действует на природу физическую»
— так писал Ги де Мопассан в своей новелле «Портрет». И с ним трудно не согласиться!
Еще одно важное наблюдение заключается в том, что, порой, достаточно одного яркого предмета среди всего многообразия обстановки, чтобы интерьер остался в памяти и слился в одно целое с его хозяевами. Действительно, часто обстановка дома многое говорит о владельце, открывая иногда ранее неизвестные нам стороны его характера, увлечения, пристрастия.
Одним из примеров тому может послужить небольшой столик русской работы начала XIX века. Сколь о немногом говорит нам его название «столик». Пожалуй, лишь о небольшом размере. А каково его назначение? Скорее всего, он относится к разряду декоративных. То есть, подобно скульптуре, служит для украшения комнаты.
Полагаем, что своим появлением он обязан бисерной вышивке, которая находится под стеклом (как бы в витрине) и составляет верхнюю часть столешницы. Она, несомненно, представляла не только ценность для владельцев, но и была предметом гордости, которую следовало продемонстрировать даже посторонним. Именно поэтому для ее домашнего экспонирования изготовили столик красного дерева, ножка которого так же по желанию заказчика была выполнена в виде лиры, опирающейся на «мавзолей» с четырьмя чернеными резными зооморфными лапами.
Можно предположить, что появление в конструкции опоры лиры не было случайным, что это вызвано не только данью модной классицистической стилистике, но осмысленным выбором значимого символа — символа Аполлона, музы, поэтов, музыкантов, способного также привносить мир и гармонию в отношения людей и богов. К сожалению, подлинная история останется для нас загадкой, так как этот предмет поступил в коллекцию музея без провенанса. Но вполне возможно, что в этом артефакте заключено обращение к богу, воспетое древнеримским поэтом Горацием:
«Дай мне, молю тебя,
Здоровья и с рассудком здравым
Светлую старость в союзе с лирой».