«Духовная лестница» на небо: икона Богоматери «Неопалимая Купина»

В Покровском соборе, в верхней северной церкви во имя святых мучеников Киприана и Иустины, в скуфье свода изображен образ Богоматери «Неопалимая Купина». Сюжет иконы восходит к текстам Ветхого Завета о явлении пророку Моисею Бога.

Пасший стадо овец на Синае, близ горы Хорив, Моисей увидел терновый куст, объятый пламенем, но не сгорающий. Из середины куста он услышал голос: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь есть земля святая! Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Моисей закрыл лицо, так как боялся смотреть на Бога. Господь поведал ему о страданиях народа своего в Египте и повелел Моисею идти к фараону и вывезти угнетаемый народ в землю обетованную.

Не сгоравший в огне куст, который видел Моисей при явлении ему Господа, получил название «Неопалимая Купина». Не поврежденный огнем терновник стал прообразом Божией Матери, которая жила в божественной чистоте, невредима от огня небесного приняла в себя Святого Духа и родила Сына Божия, оставшись присно Девой.

Иконография образа складывается в IV веке и изначально трактовалась как моление Моисея у горящего куста, на фоне которого помещали изображение Богоматери Знамение. Более сложный по наполненности ветхозаветными сюжетами и развернутый образ сложился к XVI веку и считается одним из самых насыщенных в православной иконописной традиции. Как раз такое его изображение представлено на церкви Покровского собора.

Центром композиции является поясное изображение Божией матери, окруженной восьмиконечной звездой. Звезда составлена из двух ромбов красного и синего цвета. В центре звезды на золотом фоне в лучах божественного сияния изображена Богородица с младенцем Христом на левой руке. Правая рука Христа в благословляющем жесте, в левой руке он держит свиток. Свернутый свиток символизирует Божественную тайну, скрытое от людей божественное откровение. У правой руки Богоматери мы видим изображения символов пророчеств о ее божественном предназначении: лестницу, камень и Горний Иерусалим. Лестница – это «лествица Иакова». Она обращает нас к видению пророка, который во сне увидел лестницу, основание которой было на земле, а вершина восходила в небеса. По этой лестнице поднимались и нисходили ангелы. В акафисте есть слова: «Радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился». Дева Мария символизирует «духовную лестницу», которая дала жизнь Иисусу Христу, что означает его приход с небес на землю.

Рядом с лестницей в руке Богородицы изображена гора. На ней Небесный Град, окруженный стеной, за которой мы видим Иисуса Христа в царском венце. Эти символы тоже относятся к пророчествам Даниила о горе и камне и видении Иезекииля о «затворенных вратах». Юный Даниил расшифровал сон, который увидел вавилонский царь Навуходоносор. Ему приснился огромный истукан из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизирует четыре языческие царства, сменяющие друг друга, начиная с вавилонского и заканчивая римским. Камень, сокрушивший истукана, означает приход Мессии, а образовавшаяся гора – Его вечное царство (церковь):

«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится и царство это не будет передано другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно»

(Дан. 2:44).

Пророку Иезекиилю дано было обладающее особым смыслом видение о «вратах затворенных». Для искупления грехов человечества Сыну Божию нужно было родиться плотью на земле, «вочеловечиться», и эту тайну дано было видеть Иезекиилю в видении «заключенных врат храма». Врата храма до и после прохождения Иисуса будут заключены, что означает присно девство Богородицы. В церковных текстах Богоматерь называют «храмом», «вратами» и «дверью».

Так в иконографии этого образа Богоматери заключены четыре видения великих ветхозаветных пророков. По традиции, в углах иконы изображали сцены пророческих видений, но в росписи свода их нет, они помещены ниже, в поясе росписей богородичного и пророческого чинов.

Красный ромб – это образ Божественного Огня, в лучах которого изображены символы  евангелистов. Впервые их увидел пророк Иезекииль, в видении Славы Божией. Четыре крылатых существа, каждое из которых имело подобие четырех лиц: человек, телец, орел и лев, четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами, запряжены в колесницу. Впоследствии они стали изобразительными символами евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, которые просветили мир светом евангельской проповеди – Божественным разумом, с силою львиною, терпением и жертвенностью тельца, с высоким парением духа, подобном орлиному.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ромб синего цвета символизирует небо – Царство Божие. В его лучах и в сегментах в виде лепестков цветка помещены изображения 13 ангелов.  Палея Толковая рассказывает нам об ангелах следующее. Они появились в первый день Творения мира вместе с небом и землей. Часть ангелов поставлена повелевать земными стихиями. Это ангелы облаков, мрака и света, молний, туманов, града, льдов, снегов, инея, мороза, рос, эха, грома, зноя, зимы и лета, весны и осени. Стихийными бедствиями Господь мог наказать неблагочестивых и согрешившие народы, но Богородица предстоит Богу за весь род человеческий, и по ее молитве гнев Божий смягчается. В ее повелении все небесные стихии, так как после Боговоплощения Пречистая Дева – царица Неба и Земли. В акафисте в честь иконы «Неопалимая Купина» звучат такие слова:

«Умолительнице всемогущая праведного движимого на нас гнева Божия; Радуйся, пламень огня угошающая росою молитв Твоих у Престола Вседержителя. Радуйся от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; Радуйся, помощь твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся».

Церковь святых мучеников Киприана и Иустины восстанавливали после опустошительного московского пожара 1737 года. Образ «Неопалимой Купины» здесь не случаен. Он всегда считался защитой от огня, как память о горящем, но не сгораемом кусте, и, пожалуй, не было в то время в России дома, где в красном углу не помещалась эта икона.

Богоматерь «Неопалимая Купина» воспринимается как мост межу Ветхим и Новым заветом. История эта начинается, как предзнаменование, данное пророкам, еще задолго до событий земной жизни Девы Марии и предвечный младенец еще не рожден, Мать и Сын находятся за пределами бытия, но уже обещаны этому миру, как спасение, как вечное царство, как духовная лестница, ведущая от земных грехов на небо.