Государственный исторический музей обладает уникальной коллекцией памятников экипажного искусства, многие из которых представляют не только художественную ценность, но и славятся удивительно интересным провенансом. К ним без сомнения относится карета, бывшая во владении поочередно у двух статс-дамам Русского Двора: Анне Алексеевне Матюшкиной и Елизавете Петровне Глебовой -Стрешневой.
Этот экипаж принадлежит к широко распространенному в XVIII в. типу карет, получивших название «Berline» (берлина). Такие транспортные средства считались легкими и комфортабельными экипажами, предназначенными для парадных выездов и прогулок по городу. Усовершенствованный колесный стан и система подвески кузова делали их наиболее безопасными по сравнению с предшествовавшими экипажами.
Карета из собрания ГИМ, выполненная в 60-х гг. XVIII в., оснащена вертикальными листовыми рессорами, поворотным кругом, кучерскими козлами, запятками для гайдука. Убранство экипажа, сдержанное, на первый взгляд, в полной мере восполняется необычайной плавностью его линий и изысканностью пропорций. Художественное оформление, гармонично сочетающее различные декорационные техники, еще более усиливает эффект необыкновенной легкости и грациозности кареты. В убранство включены узорные ленты из перламутровых пластинок, миниатюрные резные золоченные накладки, живописные композиции в виде реалистично трактованных цветов с вставками из перламутра. Двери, передняя и задние стенки кузова украшены геральдическими знаками, выполненными полихромной росписью. Два гербовых щита объединены общей мантией под короной. Герб, расположенный с правой стороны, включает изображения воина в стилизованных доспехах и страусовые перья. На щите второго герба представлено дерево под короной, из которой протягивается вверх рука с мечом. Под деревом – фигура медведя. Щиты обрамлены декоративным картушем, покрыты мантией и увенчаны короной в виде княжеской шапки. В геральдическую композицию включены щитодержатели в виде фигур медведей, расположенных по обеим сторонам мантии.
В живописной геральдической композиции объединены гербы графов Матюшкиных и князей Гагариных, при чем княжеский герб представлен только той частью, которая указывает на родовое происхождение владельца. Такое соединение гербов могло появиться в случае брачного союза. И действительно, как удалось, выяснить княжна Анна Алексеевна Гагарина (1722-1804) была замужем за графом Дмитрием Михайловичем Матюшкиным (1724-1800). Князья Гагарины и графы Матюшкины – две старинные именитые русские фамилии. Род князей Гагариных происходит от князей Стародубских, потомков великого князя Владимира Святославовича. Именно герб князей Стародубских как указание на высокое происхождение помещен в княжеском гербе на карете. Представители рода Гагариных служили российскому престолу в боярах и других знатных чинах. Дед княжны Анны Алексеевны, князь Матвей Петрович Гагарин, был печально известным сибирским губернатором при Петре I, казненным в 1721 г. Не менее знатен и род Матюшкиных, ведущих свою родословную с XIII в. Воевода Иван Павлович Матюшкин был женат на Феодосье Лукьяновне Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии Лукьяновны. Благодаря этому родству отец графа Дмитрия Михайловича генерал-аншеф Михаил Афанасьевич Матюшкин с детства был близок с Петром Великим. В семь лет он стал комнатным стольником при царе и одним из первых «потешных». Дмитрий Михайлович в 1755 г. был произведен в капитан-поручики и взят ко Двору в камер-юнкеры. По вступлении на престол Екатерины II он был отправлен с объявлением о том к Венскому Двору. Император Франц I возвел его (18 ноября 1762 г.) в достоинство графа Римской Империи. Впоследствии граф Дмитрий Михайлович получил чины: действительного камергера (1763 г.) и тайного советника (1773 г.). Супруга графа Дмитрия Михайловича Анна Алексеевна в 1762 г. была пожалована императрицей Екатериной II в статс-дамы, позднее она стала обер-гофмейстериной и была награждена орденом Св. Екатерины Большого креста. Первая половина 60-х гг. XVIII в. в жизни графской семьи таким образом была насыщена знаменательными событиями. С ними, вероятно, и связан заказ столь великолепного экипажа. И судя по геральдической композиции, предназначалась карета для графини Анны Алексеевны Матюшкиной, урожденной княжны Гагариной.
Нам неизвестно, когда и при каких обстоятельствах экипаж оказался в руках других владельцев. Однако совершенно очевидно, что ими стали представители дворянской фамилии Глебовых-Стрешневых. Возможно, давние родственные связи могут быть тому объяснением (Матюшкины и Стрешневы были в родстве по супруге царя Михаила Федоровича царице Евдокии Лукьяновне, урожденной Стрешневой). О владении каретой Глебовыми-Стрешневыми свидетельствуют их гербы, выполненные в виде фигурных металлических накладок и закрывавших некогда живописные геральдические изображения прежних хозяев экипажа.
Герб на карете ее новых владельцев объединяет два герба – Глебовых и Стрешневых. На щите герба Стрешневых изображена подкова, увенчанная крестом. Щит украшен шлемом, наметом и увенчан короной. Нашлемник и щитодержатель выполнены в виде фигуры собаки, стоящей на задних лапах. Второй герб содержит изображение скачущего из леса оленя. Нашлемник и щитодержатель повторяют главную гербовую фигуру – скачущего оленя. Такой герб мог появиться не ранее 1772 г., когда дочь и единственная наследница генерала-аншефа Петра Ивановича Стрешнева Елизавета Петровна (1751-1837) вышла замуж за генерала-поручика Федора Ивановича Глебова (1734-1799), известного участника Семилетней и Русско-турецкой войн.
Последняя владелица кареты Елизавета Петровна Глебова-Стрешнева, как и ее предшественница, была пожалована в статс –дамы и награждена орденом Св. Екатерины. В обществе она слыла дамой с крутым нравом, вышедшей замуж по собственному выбору за человека, над которым могла властвовать, сохраняя при этом уважение. Будучи последней представительницей боярского рода Стрешневых, Елизавета Петровна известна как устроительница подмосковной усадьбы Покровское-Стрешнево, которую в 1775 г. посетила императрица Екатерина II, а Н.М. Карамзин трудился в ней над «Историей государства Российского».
Карета могла использоваться до 1803 г., когда Елизавета Петровна и ее потомки получили право носить фамилию Глебовы-Стрешневы и новый герб, к тому же мода на экипажи в это время уже значительно изменилась.
Карета графини Матюшкиной, позднее Глебовой-Стрешневой была исполнена французским мастером Этьеном Кенелем, его клеймо, как и положено, размещено на запятках экипажа. В Российском архиве древних актов сохранился документ 1760 г., содержащий договоры работы в России ряда иноземных мастеров. Упоминается в нем и имя французского экипажника Этьена Кенеля. По всей видимости карета выполнена французским мастером уже в России. Изысканность форм, необыкновенное очарование убранства и техническое совершенство берлины демонстрируют высокое мастерство ее создателя и позволяют отнести ее к лучшим образцам экипажного искусства XVIII столетия.