Рыцарская карусель для Белой розы — Блог Исторического музея

Рыцарская карусель для Белой розы

Царскосельская карусель. Групповой портрет семьи императора Николая I во время костюмированного празднества в Царском Селе 23 мая 1842 года. Жазе Ж.П.М. После 1843 г.
Царскосельская карусель. Групповой портрет семьи императора Николая I во время костюмированного празднества в Царском Селе 23 мая 1842 года. Жазе Ж.П.М. После 1843 г.

23 мая 1842 г. от Арсенала к Александровскому парку в Царском Селе двигалась необычная процессия из 16 закованных в латы рыцарей и 16 прекрасных дам, одетых в роскошные средневековые платья. На площади перед дворцом дамы заняли полагающиеся им места на специальных помостах, а рыцари продолжили движение по кругу, стараясь впечатлить ловкостью в управлении лошадью и выполнением различных упражнений. Самое почётное место занимала Александра Фёдоровна, супруга императора Николая I. Необычный праздник был устроен по случаю серебряной свадьбы царственной четы.

Подобные конные представления получили названия «каруселей» (итал. carosello, фр. carousel). Это слово изначально обозначало конные игры, пришедшие на смену рыцарским турнирам в XVII в. Начиналось такое представление торжественным выездом участников, затем следовали бои на копьях, деревянных палицах, метание дротиков, рассечение чучел и другие упражнения. Участники карусели делились на особые группы («кадрили») и могли быть одеты в стилизованные исторические костюмы.

В Россию традиция таких праздников приходит в XVIII в. Первая карусель состоялась в 1766 г. по инициативе императрицы Екатерины II. Пышность праздника оставила неизгладимое впечатление. В дальнейшем подобные карусели устраивались не только при дворе, но и частными лицами как в Петербурге, так и в Москве. Развлечение это было сугубо дворянское, представители иных сословий могли наблюдать его только в качестве зрителей.

Особый смысл карусели приобрели в эпоху императора Николая I, увлекавшегося рыцарской культурой. Более того, карусель как вид конного состязания стала обязательным элементом подготовки всадников в российской армии. Увлечение императора совпало с общеевропейским интересом к средневековой истории и культуре. Так, в Европе сформировался неоготический стиль в архитектуре, стали использовать элементы средневекового декора в оформлении интерьеров, костюма и даже дамских причёсок.

«Готический» сервиз для Зимнего дворца. 1832 г.
«Готический» сервиз для Зимнего дворца. 1832 г.

В таком модном неоготическом стиле по распоряжению Николая I в Петергофе в 1826–1829 гг. был возведён ряд построек: дворец Коттедж и готическая капелла в парке Александрия. Небольшой дворец, созданный по образу загородных английских домов, предназначался для императрицы Александры Фёдоровны, с детства увлечённой английской и немецкой романтической литературой. Помпезной пышности Зимнего дворца императрица предпочитала уют и особое очарование Коттеджа.

В Историческом музее хранится несколько предметов из этого дворца, украшенных личным гербом императрицы.

Бокал винный из «Собственного» сервиза дворца Коттедж в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1820-е гг.
Бокал винный из «Собственного» сервиза дворца Коттедж в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1820-е гг.

 

Бокал из «Собственного» сервиза дворца Коттедж дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827–1829 гг.
Бокал из «Собственного» сервиза дворца Коттедж дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827–1829 гг.

Этот герб — клинок в венке из белых роз на голубом поле — придумал для императрицы поэт В. А. Жуковский. «Белой розой» в кругу семьи называли Александру Фёдоровну (урождённая прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина). Это нежное прозвище она получила ещё в детстве за любовь к этому цветку и за то, что своим видом напоминала Бланшфлур, прекрасную героиню рыцарского романа Фридриха де ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо». На многих портретах из собрания Исторического музея Александра Фёдоровна запечатлена в любимом украшении — венке из белых роз.

Александра Фёдоровна, императрица, супруга Николая I (1798–1860). Грав. И. Ческого, 1826 г.
Александра Фёдоровна, императрица, супруга Николая I (1798–1860). Грав. И. Ческого, 1826 г.
Александра Фёдоровна, императрица, супруга Николая I (1798–1860) с дочерью Марией и сыном Александром. После 1825 г. Гравёр И. Куликов.
Александра Фёдоровна, императрица, супруга Николая I (1798–1860) с дочерью Марией и сыном Александром. После 1825 г. Гравёр И. Куликов.
Император Николай I и императрица Александра Фёдоровна. Грав. Лейдер. 1838 г.
Император Николай I и императрица Александра Фёдоровна. Грав. Лейдер. 1838 г.

Будущая российская императрица воспитывалась в обстановке романтизма, увлечения рыцарскими балладами и романами. Наставники привили юной принцессе любовь к истории, литературе, искусству. В 1814 г. она познакомилась с великим князем Николаем Павловичем. 1 июля 1817 г. в 19-й день рождения Александры Фёдоровны состоялось пышное бракосочетание.

Николай I создал при дворе настоящий культ Прекрасной Дамы в честь своей супруги, окружив её вниманием, заботой и превратив её жизнь в вечный праздник. Императрица блистала на балах, вызывая всеобщее поклонение своим изяществом, добротой, умением без устали танцевать. Особенно полюбились императорской чете маскарады, в которых все члены семьи проявляли незаурядные фантазию, чувство юмора и актёрское мастерство.  В честь Александры Фёдоровны устраивали праздники и на её родине в Пруссии. В 1821 г. по случаю приезда великокняжеской четы при прусском дворе организовали грандиозный маскарад по мотивам поэмы Томаса Мура «Лалла Рук». Роль главной героини, индийской принцессы Лаллы Рук отвели Александре Фёдоровне, а её жениха, бухарского принца Алириса –– великому князю Николаю Павловичу.

В.к. Николай Павлович и в.к. Александра Фёдоровна в костюмах к маскараду 1821 г. Грав. нач. XX в.
В.к. Николай Павлович и в.к. Александра Фёдоровна в костюмах к маскараду 1821 г. Грав. нач. XX в.

Под впечатлением от этого праздника В. А. Жуковский, наставник великой княгини в русском языке и литературе, написал балладу «Лалла Рук», воспев в ней красоту своей ученицы. Этот образ запечатлел и А. С. Пушкин в черновом варианте XXVII строфы VIII главы «Евгения Онегина»:

«И в зале яркой и богатой
Когда в умолкший тесный круг
Подобна лилии крылатой
Колеблясь входит Лалла-Рук
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит
Звезда — Харита меж Харит

И взор смешенных поколений

Стремится ревностью горя

То на нее, то на царя…»

Ещё один праздник — «Волшебство Белой розы» —проходил в честь императрицы во время её пребывания в 1829 г. в Потсдаме, в парке Сан-Суси. Представление было устроено по мотивам любимого произведения Александры Фёдоровны, романа «Волшебное кольцо». Были представлены сцены из романа и разыграны настоящие рыцарские бои. Сама героиня праздника в белоснежном платье и венке из белых роз восседала в особой ложе и награждала победителей турнира.

Менцель А. Выезд рыцарей с обнажёнными мечами на празднике «Волшебство Белой розы» (илл. Из открытых источников) https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/554/200747.jpg
Менцель А. Выезд рыцарей с обнажёнными мечами на празднике «Волшебство Белой розы». Источник

Все дети Александры Фёдоровны позднее вспоминали о той удивительной атмосфере тепла и уюта, которую она создавала для близких. К серебряной свадьбе своих родителей они преподнесли ей «браслет с семью сердечками из драгоценных камней, которые составляли слово respect (в переводе с фр. «почтение» — Прим. авт.)» [1, с. 288]. К этой же дате и был приурочен праздник, упомянутый в начале. Вот как вспоминала об этом событии великая княжна Ольга Николаевна:

«Утром торжественного дня Мама проснулась под звуки трубачей Кавалергардского полка: играли ей „Лендлер“ Кунцендорфа, эту вещь она часто слышала еще девочкой в Силезии. Затем был семейный завтрак, к которому каждый принес свое подношение: братья и сестры из Пруссии — серебряную люстру в 25 свечей и глиняные молочники из Бунцлау в Силезии… От Папа она получила ожерелье из 25 отборных бриллиантов… Папа, растроганный и благодарный за все счастливые годы совместной жизни с Мама, благословил нас перед образами Святых. „Дай вам Бог в один прекрасный день пережить то же, что и я, и старайтесь походить на вашу Мать!“

Затем последовал торжественный выход в церковь Большого дворца; Мама в вышитом серебром платье, украшенная белыми и розовыми розами, мы все с гвоздиками. После службы, на балконе, принимали поздравления. Солнце сияло, было отрадно видеть великое множество поздравлений и приветствий нашим Родителям…» [2]

Завершался праздник костюмированным шествием, главным действующим лицом которого стала сама императрица, восседавшая на белом коне в платье из золотой парчи и синего бархата. Гравюра, хранящаяся в Историческом музее, представляет Александру Фёдоровну в окружении членов семьи — участников карусели. Рядом с ней, в доспехах с поднятым забралом её верный рыцарь император Николай I, за ним старший сын и наследник великий князь Александр Николаевич. Оба одеты в подлинные средневековые доспехи из коллекции императора. За спиной императрицы две дочери Ольга и Александра, также одетые в стилизованные средневековые платья. Справа на коне великий князь Константин Николаевич. На переднем плане два пажа — малолетние великие князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич.

И хотя к шествию готовились со всей тщательностью, проведя несколько репетиций, получилось оно совсем не пафосное, а очень веселое. Его участники и зрители вспоминали позднее, как тяжело приходилось «рыцарям» в неподходящих по размеру доспехах, детали которых постоянно отваливались. Лошади пугались их необычного вида и с трудом подчинялись опытным всадникам. Стояла тёплая, почти жаркая погода, сам император чуть не задохнулся в шлеме: забрало никак не поднималось и постоянно падало. Впоследствии Николай I признавался, что ему легче было бы провести 10 часов на манёврах, чем вынести пару часов репетиции в таких доспехах. В конце карусели, как и полагалось, дамы награждали победителей. Награды достались тем «рыцарям», выступление которых более всего рассмешило зрительниц турнира, прежде всего саму императрицу.

Использованная литература:

  1. Николай I. Муж. Отец. Император. М., 2000.
  2. Романова О.Н. Сон юности: Записки дочери Николая I. [Электронный ресурс]. http://dugward.ru/library/olga_nick.html#012
  3. Сидорова Л.Я. «Никогда я Царское Село в таком блеске не видал»: Семья императора Николая I в Царском Селе (по материалам из фондов Государственного архива Российской федерации) // В сб.: Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч. 1, 2. СПб., 2010