Шкатулка – уникальный предмет. На протяжении всей истории эти вещи поражают своим многообразием. Среди них могут быть совсем простые, в форме деревянного ящика, но попадаются и другие – разных форм, сложных конструкций, усыпанные драгоценными камнями, расписанные удивительным орнаментом. Огромной популярностью пользовались эти предметы. В них хранили украшений, ценные бумаги, деньги и различные аксессуары. Такая уникальная вещь, со своей историей, и попала в собрание музея в 1905 году из коллекции П. И. Щукина.
Деревянная, полированная шкатулка, прямоугольной формы с секретным замком; украшена медальонами в редкой технике эгломизе (живописью золотом по стеклу). В медальонах помещены аллегорические композиции, прославляющие искусство и женщин-художниц. Убранство шкатулки не случайно – оно указывает на ее предназначение. Внутри шкатулка разделена на 30 отделений, в которых помещены пузырьки с красками, кисти и прочие художественные принадлежности. Не все ячейки сохранили свое содержимое до наших дней, но столь полный старинный комплект для занятий акварельной живописью в музейных собраниях – большая редкость.
По легенде, с которой этот удивительный предмет поступил в Исторический музей в начале ХХ в., шкатулка эта некогда принадлежала императрице Марии Федоровне (1759-1828 гг.), супруге Павла I (1854-1801 гг.). Эта дама весьма увлекалась искусством и достигла в некоторых его видах больших успехов. Писала она и акварели. Весьма вероятно, что в украшении шкатулки принимала участие и сама венценосная хозяйка.
Изображение юноши, внешне схожего с ее старшим сыном Александром I (1777-1825 гг.) включено в аллегорическую композицию на крышке шкатулки. Будущий император держит руку женщины, рисующей на колонне его профиль, рядом — Амур с двумя горящими факелами; слева – гусар, держащий за поводья лошадь. Разгадать аллегорию не сложно: судьба увековечивает августейший профиль силами искусства, но юношу ждет и бранная слава, и пылкая любовь.
Эта же тема развивается и в других композициях. Украшают рабочий ящик художницы фигуры Амура, Психеи, Венеры, Марса.
В акварели центральные образы Амура и Психеи. А именно этими именами называли новобрачных Александра Павловича и Елизавету Алексеевну в первые годы их совместной жизни (брак был заключен в 1793 г.)
Такую датировку подтверждает и стиль оформления шкатулки.
Предмет украшает экспозицию Государственного Исторического музея и является шедевром в коллекции памятников декоративно-прикладного искусства.